Социальный предприниматель РФ: автопортрет

Аналитический отчёт по результатам исследования «Социальный предприниматель РФ: автопортрет-2018», посвящённого изучению ценностей и мотивации деятельности современного российского социального предпринимателя, а также определению набора типовых самохарактеристик социальных предпринимателей. Анализ данных и подготовка отчёта осуществлялись при поддержке Фонда «Наше будущее» и Рыбаков Фонда. 

Основные выводы

  1. Полученные в ходе исследования данные во многом подтвердили выводы исследования 2013 года о том, что социальные предприниматели – это особая группа предпринимателей, которая имеет выраженные специфические особенности и отличия как от традиционных бизнесменов, так и от населения РФ в целом. Эти различия проявляются и на мотивационном, и на ценностном, и на поведенческом уровнях.
  2. Данные исследования свидетельствуют о сложносоставной структуре мотивации к созданию предприятия и занятию социальным предпринимательством. Наиболее сильным драйвером выступает желание «реализовать определённую идею», лежащую, как правило, в области актуальных социальных проблем российского общества, а также «стремление к самостоятельности и независимости», к развитию ещё одного пространства для самореализации. И тот, и другой вариант мотивации подтвердили почти три четверти опрошенных.
  3. Вторым по значимости мотивом к созданию своего предприятия оказывается невозможность получить какую-то очень важную и нужную услугу или товар надлежащего качества. Более половины опрошенных социальных предпринимателей указывали, что для развития их предпринимательской деятельности важным было то проблемное обстоятельство, с которым столкнулась их семья и они лично. При этом респонденты увидели, что похожие проблемы являются важными и актуальными для множества других людей, и их предпринимательство рождается из умения находить профессиональное решение определённой проблемы (предоставление услуги или создание продукта), а также из умения находить более или менее приемлемые бизнес-стратегии.
  4. Семья оказывается и важным фактором в плане развития бизнеса, и стимулом развивать именно социальную его составляющую. Социальные предприниматели ищут нишу для своей деятельности, часто исходя из потребностей своей семьи и одновременно – локального сообщества, частью которого они являются и которому стремятся предложить те же услуги, в которых нуждаются сами. Одновременно с этим семья становится первым и наиболее важным помощником: супруги, дети или другие родственники начинают выполнять те или иные работы, решать какие-то определённые задачи в рамках предприятия, созданного (как правило) одним из родителей. Таким образом, можно утверждать, что социальное предпринимательство нередко имеет характер семейного бизнеса. В будущих исследованиях имеет смысл расширить выборку и экономический блок опроса, с тем чтобы выявить характерные модели социальных предприятий, в частности рассмотреть разные роли, которые могут играть члены семьи в ценностной и экономической поддержке социальных предприятий.
  5. Базовые жизненные ценности опрошенных социальных предпринимателей заметно отличаются от ценностных доминант россиян в целом. Во-первых, для них более важны ценности личностного роста. Это означает, что открытость изменениям и саморазвитие, стремление к получению какого-то нового опыта и главное – готовность «выходить из зоны комфорта» оказываются одной из ключевых «красок» в палитре ценностей этих людей. Во-вторых, социальных предпринимателей отличают ценности самоутверждения и успеха, им важны достижения и способность быть самостоятельным и независимым. Именно это сочетание ценностных доминант отвечает за выбор ими предпринимательства как стратегии самореализации, как области, в которой они могут получить (или уже получали) опыт достижений и успешности. И в-третьих, у опрошенных социальных предпринимателей явно выражена ценность заботы о других людях, о том сообществе, в котором они живут и для которого работают, в пространстве которого они реализуют свои предпринимательские стратегии.
  6. Важно также, что во всех трёх ценностных кластерах, где социальные предприниматели занимают лидирующие позиции (по сравнению с россиянами в целом), обязательной ценностной компонентой оказывается «открытость изменениям» – то есть стремление узнавать новое и меняться самому. Эта ценностная доминанта, будучи соединенной с какими-либо другими, собственно, и придает «силу» получающимся комбинациям ценностных приоритетов. В одном случае «открытость изменениям» смягчает сильный индивидуалистический комплекс, в другом – стимулирует заботу об окружающих их людях. Фактически социальные предприниматели – это люди, которые готовы свой индивидуальный успех делать ресурсом «своей» группы или сообщества.
  7. Важным результатом настоящего исследования является вывод о том, что социальное предпринимательство как явление становится более понятным и принятым в отечественной бизнес-среде. На сегодняшний день понимание сути и смысла социального предпринимательства, его специфических особенностей, отличий от обычного, традиционного бизнеса стало в среде социальных предпринимателей более отчётливым. Большинство участников опроса демонстрируют вполне адекватное понимание смысла социального предпринимательства. Первенство социальной миссии над коммерцией, социальная ответственность перед обществом признаются неотъемлемыми признаками СП. В определениях социального предпринимательства, данных самими участниками опроса, нашли свое место и создание рабочих мест для социально незащищенных слоев населения, и социальная ответственность, и стремление к реформированию социальной реальности. 
  8. Понимание гибридности социального предпринимательства постепенно пробивает себе дорогу, но ему приходится бороться с естественным организационным изоморфизмом, который способствует до поры до времени уподоблению формирующейся новой формы предприятий уже укоренившимся старым. В результате одни респонденты способны переоценивать, а другие – принижать экономическую эффективность, коль скоро она является атрибутом стандартного бизнеса. Между тем в международной литературе СП принято относить к неприбыльным организациям независимо от формы собственности, подразумевая под этим не убыточность, а деятельность «не для прибыли», где прибыль является средством достижения социального результата. Именно такое понимание на стадии формирования позиции может приводить к тому, что экономическая эффективность деятельности – как основная характеристика СП – набирает много голосов как «за», так и «против». На сегодня прибыльность, эффективность бизнеса, его конкурентоспособность в восприятии многих социальных предпринимателей по важности уступают таким его характеристикам, как достижение социального эффекта, решение острых социальных проблем. То есть акцент делается на социальной миссии, а не на экономических показателях деятельности, что является принципиальным для многих респондентов.
  9. Параллельно у социальных предпринимателей фиксируется особое понимание экономической эффективности – не как самоцели, а как средства достижения социального результата. Это новый тип социально ответственного бизнеса, который изначально строится на основе инициативы и социальной ответственности, разделяет с государством и обществом бремя решения социальных проблем, развития регионов, поддержки граждан страны. 
  10. Один из ключевых принципов социального предпринимательства в мире –инновационность – в России постепенно пробивает себе дорогу, но воспринимается как обязательный признак СП не столь единодушно. С одной стороны, на ценностном уровне открытость изменениям выражена в этой среде вполне отчетливо. Тем не менее, давая определение социальному предпринимательству «без подсказки», респонденты вспоминали об этом свойстве нечасто (хотя в закрытом вопросе, напротив, довольно активно). Это отчасти может быть связано с материальным, «технократическим» пониманием инноваций и неукоренённостью в общественном дискурсе понятия социальных инноваций.
  11. Социальные предприниматели в поведенческом плане демонстрируют высокую социальную ответственность, и эти качества выражены у социальных предпринимателей существенно ярче, чем в целом у населения РФ. Большинство из них имеет опыт благотворительности, а на собственных предприятиях реализуют социально ориентированные мероприятия, направленные на решение социальных проблем, помогая и поддерживая местные сообщества, социально уязвимые слои населения и собственных сотрудников.
  12. Сравнение результатов нынешнего исследования и аналогичного исследования 2013 года свидетельствует об устойчивости основных мотивов и ценностей социальных предпринимателей и понимании ими главных компонентов этой «гибридной» деятельности. В то же время специфика «гибридности» требует включения новых инструментов анализа и более согласованных и внутренне консистентных инструментов выявления социальных предпринимателей со стороны поддерживающих стейкхолдеров (государства, бизнеса и фондов).
СкачатьСоциальные предприниматели России – штрихи к портрету
СкачатьСоциальный предприниматель – 2018: автопортрет
СкачатьСоциальный предприниматель – 2018: автопортрет, презентация основных результатов

Дата публикации: 10 сентября 2018



 26   1  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно