Вовлечение в перемены
Продолжаем серию публикаций из спецномера журнала Forbes, посвященному импакт-инвестированию и социальному предпринимательству. Номер был подготовлен изданием совместно с Фондом "Наше будущее".
В мае этого года компания Deloitte представила результаты своего самого масштабного исследования интересов поколения Y. В опросе участвовали 13 416 молодых людей из 42 стран мира, в том числе из России. Аналитики Deloitte отметили, что миллениалы (то есть родившиеся в 1983-1994 годах) не менее амбициозны, чем предыдущие поколения, — они тоже стремятся к финансовому благополучию. Однако сейчас в их списке приоритетов значится не собственное жилье и другие традиционные маркеры успеха взрослого человека, а желание путешествовать по миру и приносить пользу обществу.
С другой стороны, так называемые "старые деньги" также проявляют все больше внимания к социальным проблемам. Инвестиционный банк UBS и Campden Wealth в 2016 году провели опрос 276 семейных офисов по всему миру. Выяснилось, что на благотворительные проекты они направляют в среднем 2,5% активов под своим управлением, причем среди мотивов их клиентов доминируют "положительное социальное влияние", "создание благотворительной традиции" и "вовлечение следующего поколения". В пятерку наиболее востребованных направлений помощи вместе с образованием и здравоохранением вошло социальное предпринимательство. 47% опрошенных ответили, что считают импакт-инвестиции более результативным способом использовать средства для достижения социального эффекта, чем просто благотворительность. Две трети респондентов согласились с тем, что именно со стороны семей с детьми, родившимися после 1980 года, может вырасти запрос на участие в таком инвестировании.
По словам одного из управляющих директоров Goldman Sachs Asset Management, некоторые семейные офисы в 2018 году увеличили объем импакт-инвестиций с 5-10% своего портфеля до 25-50%. Некоторые даже решались на 100% вложений своих ресурсов. Как отмечается в исследовании Bloomberg Family Office. Investing for Impact, деньги инвестируются в такие проекты и предприятия, которые отвечают ожиданиям не только по уровню прогнозируемого риска и доходности, но и по потенциальному социальному воздействию.
Положительный социальный эффект — наиболее широко упоминаемая причина перераспределения активов в сторону преобразующих инвестиций, поскольку при этом состоятельные семьи имеют право и возможность взять на себя реальную ответственность, вовлекая в этот процесс еще и преемников. Таким образом, импакт-инвестиции могут быть эффективным способом поддержания гармоничных отношений и объединения разных поколений одной семьи.
Оптимальная стратегия импакт-инвестирования — когда поддержка оказывается, прежде всего, тем проектам, лидеры которых хорошо изучили проблемы, которые они решают, или стимулированы изучить их. В этой связи некоторые зарубежные фонды пошли еше дальше, выдавая энтузиастам социального предпринимательства стипендиальные гранты с правом использовать их по своему усмотрению — чтобы дать возможность реализации самых смелых и зачастую новаторских идей. Необходимо понимать, что при таком подходе инвестирование становится долгосрочным. При этом стоит отметить, что такой стипендиат (грантополучатель) неразрывно связан с экспертами и партнерами, которых предпринимателю предлагает фонд в целях оказания содействия в развитии поддержанного социального проекта, стимулирования его роста и снятия адекватных метрик бизнес-проекта. В рамках текущих отчетов социальные предприниматели делятся своими успехами и неудачами с коллегами — такими же грантополучателями, формируя сообщество единомышленников, коммерческие связи и экосистему вокруг фонда как основного импакт-инвестора. Таким образом, повышается не только преобразующий эффект от инвестиций, но и доходность от вложений — путем минимизации риска неудач.
Разумеется, основам импакт-инвестирования желательно учиться, несмотря на то, что семейные офисы берут на себя выстраивание стратегии, формирование портфеля проектов и т.д. Наследникам капиталов нелишне понимать и оценивать и выгоды, и риски, и социальный эффект. Социальное предпринимательство сейчас активно изучают во всем мире — от Оксфордского университета в Великобритании до Института социальных наук в Индии, от Школы бизнеса Университета Наварры в Испании до Университета Претории в Южной Африке. Образовательные курсы, семинары, бакалаврские и магистерские программы по социальному предпринимательству и менеджменту в этой сфере есть у крупнейших российских вузов — МГУ, РЭУ им. Г.В. Плеханова, РАНХиГС при Президенте РФ, Высшей школы экономики, СПбГУ, Сибирского федерального университета и многих других (Фонд "Наше будущее" активно сотрудничает с ними).
Новое поколение российского бизнеса может стать не только портфельным, но и стратегическим инвестором социальных проектов, и даже самостоятельно заняться социальным предпринимательством. У Лаборатории социального предпринимательства, созданной при Фонде "Наше будущее", есть уникальное направление работы — тиражирование наиболее успешных социальных проектов через франчайзинг. Фонд не только активно содействует его развитию, но с 2015 года также инициирует создание таких франшиз.
Известный американский журналист Дэвид Борнштейн, автор книги "Как изменить мир", в свое время объездил с лекциями десятки стран. Он заметил, что в учебных заведениях, готовящих будущих бизнесменов, специалистов в области международных отношений, градостроительства и даже дизайна, — везде молодежь задавала одни и те же вопросы: "Как нам достичь перемен?", "Что на самом деле нужно миру?". "Многочисленные встречи помогли мне понять, что людей, готовых работать на изменение мира, гораздо больше, чем представлялось ранее, и их работа чрезвычайно многообразна, — рассказал Борнштейн. — Все это убедило меня, что социальным предпринимательством можно заниматься на самых разных уровнях".
Импакт-инвестирование — один из таких уровней, причем во многих случаях важнейший. По всему миру социальное предпринимательство становится драйвером устойчивого развития определенных экономических территорий, способом решения социальных проблем и не только. Вовлечение в этот процесс наследников семейных капиталов из поколения Y — яркое, интересное, ответственное и во всех смыслах выгодное дело.
Фото: shutterstock
Автор: Роман Давыдов
Дата публикации: 1 ноября 2019
#импакт-инвестиции1090 5