Вовлечение в перемены

Продолжаем серию публикаций из спецномера журнала Forbes, посвященному импакт-инвестированию и социальному предпринимательству. Номер был подготовлен изданием совместно с Фондом "Наше будущее".

В мае этого года компания Deloitte представила резуль­таты своего самого масштабного исследования инте­ресов поколения Y. В опросе участвовали 13 416 мо­лодых людей из 42 стран мира, в том числе из России. Аналитики Deloitte отметили, что миллениалы (то есть родившиеся в 1983-1994 годах) не менее амбициозны, чем предыдущие поколения, — они тоже стремятся к финансовому благополучию. Однако сейчас в их списке приоритетов значится не собственное жилье и другие традиционные маркеры успеха взрослого человека, а желание путешествовать по миру и прино­сить пользу обществу.

С другой стороны, так называемые "старые деньги" также проявляют все больше внимания к социальным проблемам. Инвестиционный банк UBS и Campden Wealth в 2016 году провели опрос 276 семейных офи­сов по всему миру. Выяснилось, что на благотвори­тельные проекты они направляют в среднем 2,5% ак­тивов под своим управлением, причем среди мотивов их клиентов доминируют "положительное социальное влияние", "создание благотворительной традиции" и "вовлечение следующего поколения". В пятерку наи­более востребованных направлений помощи вместе с образованием и здравоохранением вошло социаль­ное предпринимательство. 47% опрошенных ответили, что считают импакт-инвестиции более результативным способом использовать средства для достижения со­циального эффекта, чем просто благотворительность. Две трети респондентов согласились с тем, что именно со стороны семей с детьми, родившимися после 1980 года, может вырасти запрос на участие в таком инве­стировании.

По словам одного из управляющих директоров Goldman Sachs Asset Management, некоторые семей­ные офисы в 2018 году увеличили объем импакт-инвестиций с 5-10% своего портфеля до 25-50%. Некото­рые даже решались на 100% вложений своих ресурсов. Как отмечается в исследовании Bloomberg Family Office. Investing for Impact, деньги инвестируются в та­кие проекты и предприятия, которые отвечают ожи­даниям не только по уровню прогнозируемого риска и доходности, но и по потенциальному социальному воздействию.

Положительный социальный эффект — наиболее широко упоминаемая причина перераспределения ак­тивов в сторону преобразующих инвестиций, посколь­ку при этом состоятельные семьи имеют право и воз­можность взять на себя реальную ответственность, вовлекая в этот процесс еще и преемников. Таким образом, импакт-инвестиции могут быть эффективным способом поддержания гармоничных отношений и объединения разных поколений одной семьи.

Оптимальная стратегия импакт-инвестирования — когда поддержка оказывается, прежде всего, тем проек­там, лидеры которых хорошо изучили проблемы, кото­рые они решают, или стимулированы изучить их. В этой связи некоторые зарубежные фонды пошли еше дальше, выдавая энтузиастам социального предприниматель­ства стипендиальные гранты с правом использовать их по своему усмотрению — чтобы дать возможность реализации самых смелых и зачастую новаторских идей. Необходимо понимать, что при таком подходе инвестирование становится долгосрочным. При этом стоит отметить, что такой стипендиат (грантополучатель) неразрывно связан с экспертами и партнерами, которых предпринимателю предлагает фонд в целях оказания содействия в развитии поддержанного соци­ального проекта, стимулирования его роста и снятия адекватных метрик бизнес-проекта. В рамках текущих отчетов социальные предприниматели делятся своими успехами и неудачами с коллегами — такими же грантополучателями, формируя сообщество единомыш­ленников, коммерческие связи и экосистему вокруг фонда как основного импакт-инвестора. Таким обра­зом, повышается не только преобразующий эффект от инвестиций, но и доходность от вложений — путем минимизации риска неудач.

Разумеется, основам импакт-инвестирования жела­тельно учиться, несмотря на то, что семейные офисы берут на себя выстраивание стратегии, формирование портфеля проектов и т.д. Наследникам капиталов не­лишне понимать и оценивать и выгоды, и риски, и со­циальный эффект. Социальное предпринимательство сейчас активно изучают во всем мире — от Оксфорд­ского университета в Великобритании до Института социальных наук в Индии, от Школы бизнеса Универ­ситета Наварры в Испании до Университета Претории в Южной Африке. Образовательные курсы, семинары, бакалаврские и магистерские программы по соци­альному предпринимательству и менеджменту в этой сфере есть у крупнейших российских вузов — МГУ, РЭУ им. Г.В. Плеханова, РАНХиГС при Президенте РФ, Высшей школы экономики, СПбГУ, Сибирского феде­рального университета и многих других (Фонд "Наше будущее" активно сотрудничает с ними).

Новое поколение российского бизнеса может стать не только портфельным, но и стратегическим инвестором социальных проектов, и даже самостоя­тельно заняться социальным предпринимательством. У Лаборатории социального предпринимательства, созданной при Фонде "Наше будущее", есть уникаль­ное направление работы — тиражирование наиболее успешных социальных проектов через франчайзинг. Фонд не только активно содействует его развитию, но с 2015 года также инициирует создание таких франшиз.

Известный американский журналист Дэвид Борнштейн, автор книги "Как изменить мир", в свое время объездил с лекциями десятки стран. Он заметил, что в учебных заведениях, готовящих будущих бизнес­менов, специалистов в области международных отно­шений, градостроительства и даже дизайна, — везде молодежь задавала одни и те же вопросы: "Как нам достичь перемен?", "Что на самом деле нужно миру?". "Многочисленные встречи помогли мне понять, что людей, готовых работать на изменение мира, гораздо больше, чем представлялось ранее, и их работа чрезвы­чайно многообразна, — рассказал Борнштейн. — Все это убедило меня, что социальным предприниматель­ством можно заниматься на самых разных уровнях".

Импакт-инвестирование — один из таких уровней, причем во многих случаях важнейший. По всему миру социальное предпринимательство становится драйвером устойчивого развития определенных эко­номических территорий, способом решения социаль­ных проблем и не только. Вовлечение в этот процесс наследников семейных капиталов из поколения Y — яркое, интересное, ответственное и во всех смыслах выгодное дело.

Фото: shutterstock

Автор: Роман Давыдов

Дата публикации: 1 ноября 2019

#импакт-инвестиции

 1090   5  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно