Социальное предпринимательство: актуальные тренды и задачи до 2030 года

ТрендыНесмотря на то что понятия «социальное предпринимательство» и «социальное предприятие» были законодательно закреплены только в 2019 году – в ст. 24.1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», и сама сфера социального предпринимательства в России, и инфраструктура её поддержки начали формироваться гораздо раньше.

Фонд «Наше будущее» работает с социально-предпринимательскими проектами с 2007 года. В 2012 году были сформированы Экспертный совет по развитию социального предпринимательства при Комитете Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству и Координационный совет Торгово-промышленной палаты РФ по вопросам развития социального бизнеса и предпринимательства.

В 2012–2013 годах в регионах начали создаваться центры инноваций социальной сферы, ориентированные на поддержку социально-предпринимательских проектов.

С 2013 года в России отмечается Международный день социального бизнеса, ежегодно для социальных предпринимателей проводятся приуроченные к данному событию мероприятия: форумы, семинары, тренинги, конкурсы и многое другое.

Тем не менее для создания полноценной инфраструктуры поддержки, в том числе государственной, социальных предприятий необходимо было закрепить их статус законодательно. Инициатором этого шага стало само сообщество социальных предпринимателей.

В законе, напомним, помимо категорий субъектов малого и среднего предпринимательства, которые могут признаваться социальными предприятиями, определены возможные формы их поддержки:

  • финансовая, в том числе в виде субсидий;
  • имущественная, например предоставление государственного или муниципального имущества на льготных условиях;
  • консультационная и методическая, в частности консультации по вопросам привлечения финансирования и участия в закупках товаров, работ и услуг;
  • образовательная – организация профессионального обучения, профессионального и дополнительного профессионального образования, содействия в прохождении независимой оценки квалификации работников социальных предприятий;
  • содействие в развитии межрегионального сотрудничества, поиске деловых партнёров, в том числе путём проведения ярмарок, деловых конгрессов, выставок и обеспечения участия социальных предприятий в этих мероприятиях;
  • обеспечение наличия инфраструктуры поддержки социальных предприятий.

Важно отметить, что перечень не закрытый, реализация иных мер может осуществляться в соответствии с федеральным и региональным законодательством, а также муниципальными правовыми актами.

Таким образом, на протяжении прошедших пяти лет система поддержки социальных предприятий формировалась именно с опорой на нормативную базу. Каких результатов удалось достигнуть за это время и какие задачи стоят перед отраслью на перспективу до 2030 года, эксперты обсудили на пленарном заседании форума «Больше, чем бизнес», состоявшегося в рамках недели социального предпринимательства (организаторы форума – Департамент предпринимательства и инновационного развития Москвы, Минэкономразвития России, Фонд поддержки социальных проектов; Фонд «Наше будущее» – партнёр мероприятия).

Текущее состояние сферы СП и смежных отраслей: цифры, тренды

По состоянию на 10 июня 2024 года в Реестр социальных предпринимателей входит 10 945 предприятий. В 2020 году (именно с этого года формируется реестр) в нём было всего 2 880 СП.

В топ-5 субъектов РФ по количеству социальных предпринимателей сейчас входят Московская область (997 СП), Республика Башкортостан (610 СП), Нижегородская область (458 СП), Ленинградская область (448 СП), Приморский край (387 СП).

По данным Минэкономразвития России, 30 % социальных предприятий работают в сфере образования, 23 % – в сферах здравоохранения и социальных услуг, 17 % – в области культуры, спорта и организации досуга, 8 % – в производстве. 22 % СП занимаются другими видами деятельности. Более 70 % социальных предпринимателей – женщины.

По итогам прошлого года выручка СП составила более 102 млрд рублей, 17,9 млрд заработали индивидуальные предприниматели, 84,6 млрд – юридические лица. На социальных предприятиях работают более 82 тысяч человек.

Что очень важно, 82 % социальных предпринимателей развивают свой бизнес более трёх лет. Это значит, что они более устойчивы, чем иные представители сектора МСП, так как около 80 % вновь открывшихся предприятий малого и среднего бизнеса закрываются в первые два года с момента создания, подчеркнула заместитель министра экономического развития РФ Татьяна Илюшникова. Такая устойчивость социальных предприятий достигается в том числе благодаря инструментам поддержки – грантам, льготным займам, имущественной поддержке, налоговым преференциям, обучающим программам.

На основе анализа деятельности предприятий, входящих в Реестр СП, и данных, полученных от регионов, Минэкономразвития России выделяет следующие актуальные тенденции в сфере социального предпринимательства:

  • внедрение искусственного интеллекта;
  • увеличение числа проектов в области реабилитации и протезирования;
  • значительное количество проектов в сфере дополнительного образования, в том числе дистанционного;
  • существенный рост числа проектов по развитию внутреннего туризма, в том числе специализированных программ и маршрутов – для детей с особыми потребностями, людей пожилого возраста, лиц с ограниченными возможностями здоровья;
  • развитие проектов в сфере креативных индустрий;
  • работа с маркетплейсами.

Ещё одно важное наблюдение – в последнее время реализация инициатив, направленных на улучшение качества жизни, становится трендом для бизнеса в целом. Как показывают результаты исследования «Предприниматели России: исследовательский мониторинг» (его проводят Минэкономразвития России и Сбер), которыми поделилась Татьяна Илюшникова, 86 % предпринимателей-респондентов отмечают, что участвуют в решении социальных проблем, 48 % организуют адресную помощь нуждающимся, поддерживают детские дома и больницы, 33 % сотрудничают с волонтёрскими и благотворительными организациями. Также компании сообщили, что поддерживают экологические инициативы и вкладывают средства в сферы образования и культуры.

О повышении социальной ответственности бизнеса свидетельствует размер пожертвований предпринимателей в адрес социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО). В 2023 году он составил 90 млрд рублей, в этом году, по прогнозам Минэкономразвития России, превысит 100 млрд руб. Для компаний, которые осуществляют пожертвования организациям, входящим в Реестр СОНКО, предусмотрены налоговые преференции – они могут сократить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль на величину пожертвования в денежном выражении, не превышающую 1 % выручки от реализации (подп. 19.6 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса РФ). В прошлом году эта льгота позволила бизнесу сэкономить 18 млрд рублей, в этом году её размер может составить более 20 млрд рублей. Данная мера была введена в 2020 году в качестве антикризисной – для поддержки некоммерческого сектора, показала свою эффективность и будет действовать на постоянной основе.

Социальные предприниматели, НКО, социально ответственный бизнес при реализации проектов, направленных на решение общественных проблем, преследуют одну цель – улучшение качества жизни в России. Поэтому партнёрство всех этих участников друг с другом, их синхронизация при решении общих задач очень важны, тем более что на государственном уровне поставлена цель по созданию человекоцентричной экономики – это отражено в национальных целях развития страны и обновляемых национальных проектах, подчеркнула исполнительный директор Фонда «Наше будущее» Юлия Жигулина. В последнее время, по словам эксперта, действительно прослеживается тенденция не разделения секторов, а их объединения и достижения определённого межсекторного баланса, в том числе по количеству действующих в регионах организаций. К примеру, в Москве число СОНКО значительно превышает количество социальных предприятий, а в Московской области – наоборот.

Ещё один тренд, который фиксирует и развивает Фонд «Наше будущее», – необходимость измерения социальных эффектов проектов, то есть тех полезных изменений, которые достигаются при их реализации. Сейчас всё чаще проводится оценка эффективности как социально-предпринимательских проектов, так и деятельности НКО, и социально направленных инициатив крупных предприятий (тема комплексной оценки проектов также обсуждалась на форуме, об этом «Новый бизнес» напишет отдельно).

Потенциал для развития отрасли СП

Не менее важным направлением деятельности, чем непосредственно оказание поддержки социальным предпринимателям, является их информирование о доступных им возможностях. Поэтому значимую роль, по мнению Минэкономразвития России, играет качество взаимодействия регулятора непосредственно с регионами и со всеми структурами, которые работают с отраслью, – центрами социальных инноваций, исполняющими фактически функцию единого окна для социальных предприятий, негосударственными институтами: фондами и деловыми объединениями – отдельно министерство отмечает большой вклад в развитие сектора СП Фонда «Наше будущее», «Опоры России», РСПП.

Существующая инфраструктура поддержки социальных предприятий, налаженное взаимодействие между её участниками, а также популяризация темы социального предпринимательства позволили за период с 2020 по 2024 год увеличить количество социальных предприятий, входящих в Реестр СП, более чем в три раза. К 2030 году вполне реально повторить это достижение, подчеркнула Татьяна Илюшникова.   

Эксперты призывают социальных предпринимателей пользоваться всеми существующими и на федеральном, и на региональном уровне мерами поддержки. Причём не только специальными, но и теми, которые предоставляются малому и среднему бизнесу, уточнила руководитель Департамента предпринимательства и инновационного развития Москвы Кристина Кострома. В столице предпринимателям доступна обширная линейка мер поддержки. Формируется она исходя из запросов предпринимателей, которые можно объединить в три группы:

  • необходимость развития компетенций – на этот запрос отвечают образовательные программы, акселераторы, программы наставничества и т. д.;
  • помощь в продвижении. Для этого в столице, в частности, реализуется программа по поддержке локальных брендов «Сделано в Москве», функционирует онлайн-платформа «Витрина социальных предприятий города Москвы», проводятся различные выставки, на которых предприниматели могут экспонироваться и находить новых клиентов;
  • доступ к финансированию. Среди финансовых инструментов, доступных субъектам МСП в Москве, – гранты, субсидии, программы льготного кредитования, гарантийная поддержка. Гранты предоставляются, например, на пилотное тестирование инноваций (помимо денежных средств, компании получают возможность тестировать разработки на городских и коммерческих площадках – их более 200), на приобретение оборудования (компенсируется до 50 % затрат на покупку отечественного оборудования, до 35 % – если приобреталось импортное оборудование, максимальный размер гранта – 30 млн рублей), на экспортную деятельность. Льготные кредиты предоставляются предпринимателям в том числе на пополнение оборотных средств (процентная ставка снижается за счёт субсидий, выделяемых банку городом).   

Все эти инструменты и программы ориентированы именно на бизнес-составляющую проектов, так как глобальная задача мер поддержки – помочь предпринимателям, в том числе социальным, развиваться и увеличивать прибыль, заключила Кристина Кострома.

С этим согласны и сами предприниматели – Руслан Бабинцев, исполнительный директор группы компаний «Моторика» (занимаются разработкой и изготовлением современных протезов рук и ног), отметив важность маршрутизации бизнеса по применению доступных на каждом этапе развития проекта мер поддержки, подчеркнул, что в конечном итоге компания, их использующая, должна преследовать цель стать самостоятельной и устойчивой – зарабатывать, платить налоги, создавать рабочие места, грамотно распоряжаться финансами, привлекать инвестиции, иметь конкурентоспособные продукты. Ассистивные технологии, по его мнению, являются очень перспективным направлением, которое может стать мощным драйвером развития экономики страны. «Социальный фонд России – значимый игрок в этой отрасли. Планируя свою деятельность на глобальном рынке, мы исследовали порядка 200 стран и увидели, что только около 35 из них имеют уровень поддержки, сопоставимый с поддержкой СФР. И то компенсация за приобретение технических средств реабилитации, как правило, частичная. У нас, напомню, люди, нуждающиеся в ТСР, имеют возможность получить их за счёт средств Социального фонда России [в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2008 г. № 240. – Ред.]», – пояснил эксперт.

Конкретные предложения по увеличению числа социальных предприятий

В перспективе к работе с социальными предпринимателями могут подключиться активно создаваемые на территории страны Добро.Центры (центры общественного развития, нацеленные на вовлечение граждан в волонтёрскую и благотворительную деятельность, поддержку социальных и гражданских инициатив). На базе центров – их уже более 700 в 500 городах – может осуществляться информационная и консультационная поддержка СП, отметил Артём Метелев, председатель Комитета Госдумы по молодёжной политике, председатель Совета Ассоциации Добро.рф. Эксперт также предложил Минэкономразвития России и фондам, поддерживающим СП, подумать о запуске совместной образовательной программы для социальных предпринимателей в центре «Добрино», который сейчас создаётся в Ханты-Мансийске как площадка для обучения НКО, волонтёров и гражданских активистов.

По мнению Артёма Метелева, в сфере волонтёрства заложен хороший потенциал для развития отрасли СП – переход в социальное предпринимательство вполне может быть завершающим этапом трека профессионального развития человека, начинающего активно участвовать в социальной жизни в качестве волонтёра.

Ещё депутат предлагает проработать идею о возможности отнесения к социальным предпринимателям тех некоммерческих организаций, которые профессионально и в значительном объёме оказывают платные услуги.

Эту инициативу поддерживает сенатор РФ Ольга Епифанова. Кроме того, по её мнению, нужно вернуться к вопросу о принятии отдельного закона о социальном предпринимательстве, который позволит рассматривать СП как самостоятельное направление, а не часть сектора МСП. Кстати, изначально именно за такой подход – закрепление в законе понятия «социальное предпринимательство» и обеспечение СП доступа к мерам поддержки вне зависимости от организационно-правовой формы – выступал Фонд «Наше будущее», напомнила Юлия Жигулина.

Независимо от того, будет ли принят отдельный закон о социальном предпринимательстве или нет, тенденция к расширению перечня видов деятельности, осуществление которой позволяет признавать предприятия социальными, сохранится. В частности, у экспертного сообщества уже есть готовые предложения по отнесению к СП экологических предпринимателей, так как проекты многих из них являются по своей сути социально-предпринимательскими (данная тема также отдельно обсуждалась на форуме, «Новый бизнес» скоро подробно расскажет об этом). В ближайшее время они будут направлены в Минэкономразвития России. Фонд «Наше будущее» активно участвует в этой работе.

Автор: Мария Шувалова

Дата публикации: 3 июля 2024

#минэкономразвития россии #социальное предпринимательство #фонд наше будущее #поддержка социальных предпринимателей

 450   5  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно