Все в онлайн – 2: реальные лайфхаки от социальных предпринимателей
Самоизоляция пришла в нашу жизнь резко и неожиданно. Уже после первой нерабочей недели стало очевидно, что единственный шанс сохранить бизнес – это перевести его в онлайн. Как это сделать быстро и безболезненно, рассказывают социальные предприниматели из разных сфер.
Материал написан по итогам двухнедельного марафона "Как перевести бизнес в онлайн", который оперативно организовал Фонд "Наше будущее", чтобы поддержать социальных предпринимателей в это достаточно сложное время. Его материалы доступны в группе "ВКонтакте".
Обнимали планшеты и рыдали
Наталья Петрова, учредитель сетей детских развивающих центров "СЕМА" и частных детских садов "Вундеркинд", образовательного комплекса "Новая школа" (Иваново):"У меня было трудоустроено 85 человек, которым нужно платить зарплату. Пришлось все, что можно, перевести в дистанционный формат. Сначала родителей собирали на онлайн-собрания и честно рассказывали, что дистанционный формат обучения – единственный способ выжить, чтобы детям было куда вернуться после самоизоляции.
Начали со школы – у нас первый класс и два "нулевых", всего учатся 45 детей. Мы сумели перевести их в онлайн за три дня. И первые дни были кошмаром: падал интернет, педагогам было трудно вести уроки через Zoom… но всё пережилии всё запустили. Потом перевели надистанционку и дошкольников. Когда дети обнимали планшеты, а воспитатели рыдали, мы поняли, что всё сделали правильно. Тем более что новый формат оказался перспективен. Более того, за это время к нам подключились дети из других школ. Так что дистанционное направление будем развивать и дальше".
Советы:
- Действовать не самостоятельно, а сразу нанять технического специалиста, который настроит систему.
- Максимально облегчить презентации для детей, убрать из них сложную анимацию, ролики и т.д.
- Сделать подробную инструкцию для всех участников процесса, пошаговые памятки для родителей, что куда нажимать, чтобы все заработало. Причем памятки обновлять и дополнять после каждого урока по мере появления вопросов.
Превратить в дивиденды
Александра Севостьянова, руководитель сети спортивных детских школ "Академия Turbo" (Астраханская область): "Изначально я отрицала ситуацию, не верила, что самоизоляция – это надолго. Но стало очевидно, что офлайн мы работать не сможем. Тогда мы создали свою платформу онлайн-тренировок. Я понимала, что моим клиентам мало просто прямого эфира. Им сначала нужно зайти на сайт, получить допуск к тренировке, потом позвонит администратор. То есть наши клиенты понимают, что с ними по-прежнему работает целая команда.
Через неделю на онлайн перешли 15% клиентов. Потом пошли заявки из других городов. Так что если посмотреть на эту ситуацию под правильным вектором, то ее можно превратить в дивиденды. Мы на то и предприниматели, чтобы быть предприимчивыми".
Советы:
- Клиенты хотят сервиса даже онлайн, они должны чувствовать заботу, а платформа должна выглядеть солидно.
- Запустить маркетинговую кампанию по поиску новых клиентов на территории не только региона присутствия, но и всей России.
- Стоимость онлайн-занятий на 30% ниже, чем офлайн.
Выйти из болотца зоны комфорта
Анна Хотенова, коррекционно-развивающий центр "Радуга ощущений" (Архангельск): "У нас две особенности. Первое, мы входим в реестр поставщиков социальных услуг и зависим от Министерства труда, занятости и социальной политики Архангельской области. Второе, у нас дети с серьезными диагнозами. И в этих условиях нам пришлось перестраиваться на дистанционный формат.
Мы начали с того, что обратились с инициативой оказания дистанционных услуг в министерство. Там нас поддержали и дали гарантию, что мы получим оплату.
Работа с родителями оказалась сложнее. Одно дело, когда на дистанционный формат переходит типичный школьник, и совсем другое – "особенный" ребенок. Это совсем разная психологическая нагрузка и атмосфера в семье. Мы объясняли мамам и папам, что даже маленькие перерывы в коррекции губительны, что очень важно сохранить центр, иначе некуда будет вернуться детям, говорили, что понимаем их психологическое состояние и готовы искать пути для преодоления ситуации. И это подействовало, мы запустили онлайн-занятия через Zoom, создали чат, где выкладывают задания, некоторым присылаем индивидуально и т.д.
Отчасти я даже рада этой ситуации. Меня она вытащила из болотца зоны комфорта. Кризисы были и будут, и нужно уметь держать руку на пульсе, быть готовым перестроиться. За это время столько всего нового узнали, перелопатили, придумали идей и фишек, получили новые компетенции и навыки! И это касается всей команды".
Советы:
- Не ждите развития ситуации, действуйте на опережение.
Без магии!
Павел Фролов, основатель международной сети школ робототехники ROBBOClub.Ru: "За 20 лет работы мы четко поняли проблему, которая мешает нашей стране обрести лидерство в IT-мире, – это "мышление в духе черного ящика". Детям технологии подаются как магия, их учат нажимать кнопки, не объясняя, что и как работает. Потом из них вырастают идеальные потребители. Мы, наоборот, превращаем потребителей в изобретателей. Мы имеем сеть кружков в 18 странах, 130 франшиз и 300 робоклассов в школах. И все они сейчас закрыты. Для нас это стало шоком. И уже понятно, что, как прежде, скорее всего, не будет. Мы вынуждены были приспособиться к новым условиям, ушли в онлайн. Там проводим занятия с "живыми" педагогами маленькими группами по 5–8 детей. Чтобы научить педагогов нашей сети дистанционному преподаванию новых технологий, программированию, 3D-моделированию и т.д., мы запустили специальный бесплатный курс на платформе "Новатор". Кроме того, мы собрали новую франшизу онлайн-школы".
Советы:
- Урок в записи больше похож на самообразование, живые уроки предпочтительнее.
- Для тех, кто сомневался насчет целесообразности перехода в онлайн, проводили одно бесплатное занятие.
Стакан и гравитация
Ксения Кантор, школа астрономии kantrSkrip (Екатеринбург):"Первое, что мы сделали, – это перевели на дистанционный формат группы 14+. Потом запустили новые онлайн-курсы. И тут я столкнулась с тем, что маркетинг для онлайн-обучениянужно выстраивать по-новому.
Первое время размещали информацию на площадках, которые изначально привлекают онлайн-аудиторию, вроде "Авито". Также делали тестовые продукты в виде открытых лекций и просили наших коллег и партнеров ихрепостить. Часть выручки направим на таргетинговую рекламу и акции в соцсетях".
Советы:
- Важно качество картинки и звука, чтобы онлайн-уроки было приятно смотреть и слушать, поэтому лучше запастись оборудованием для студии.
- Офлайн внимание дошкольника удерживается 7–10 минут, а онлайн, особенно во время презентации, оно рассеивается за 3–5 минут. Это значит, что каждые 3–5 минут нужно вводить игровой элемент. Им может быть анимация, видеоролики, нарезка видео. "Например, когда мы рассказываем о жизни космонавтов, то прерываем рассказ видео, как астронавт, еще не отвыкший от невесомости, в процессе интервью несколько раз роняет стакан. Это видео всегда хорошо срабатывает и переключает внимание",– говорит Кантор.
- Формулы лучше не показывать на мониторе, а писать в процессе онлайн-урока на доске или маркером на бумаге – для ребенка ваш почерк будет как живой контакт.
- Можно оборудовать студию 2 камерами и переключать с крупного на общий план, так можно демонстрировать опыты или примеры.
К такому жизнь не готовила
Юлия Костюченко, центр раннего развития "Бэби Клуб" (Набережные Челны):"У нас занимается 430 малышей в возрасте от 8 месяцев до 7 лет. Работаем сейчас в неожиданном формате, онлайн, и к такому нас жизнь не готовила. Для детей младше 3 лет мы успели подготовить и записать готовые занятия. Педагог с помощником ведут их как обычно, спрашивают детей, просят повторять, конечно, тут нужно подключать мам. Причем в любой момент мамы могут остановить занятие или повторить его.
А для малышей с 3 до 7 лет занятия проводим в Zoom с платной подпиской. Для этого мы разбили детей на совсем небольшие группы по 4 ребенка, чтобы во время урока педагог успел взаимодействовать с каждым. Оказалось, что онлайн – прекрасный вариант для тех детей, которые часто болеют и много пропускают, так они смогут не отстать от сверстников".
Советы:
- Проводить пробные уроки для новых клиентов, чтобы повысить их лояльность.
- Максимально полная обратная связь с родителями.
- Мини-группы для занятий с детьми.
- Техническое оснащение: запасные модемы, микрофоны и наушники для качественного общения.
- Подготовить раздаточный материал, который родители сами могут напечатать.
- Стоимость такая же, как у офлайн-занятий, поскольку труда вложено не меньше.
Мнение эксперта: с онлайн для вас открыт весь мир
Игорь Веретенников, управляющий партнер ГК "Алюстрой" (вебинар был записан в рамках бизнес-завтрака акселератора "Формула роста" "Как удержаться на плаву в 2020 г.): "Мы работаем с удаленным форматом с 2007 года. Плюсы работы: доступны клиенты со всего мира, ограничением является только знание языка. Умеете вы продавать на другом языке или нет. Также вы можете привлекать сотрудников со всего мира. У нас работали люди из Черногории, Казахстана, Франции и т.д. С онлайн тебе открыт весь мир! Второе преимущество –можно быстро собраться всей командой.
Есть у онлайн-формата и минусы. Первый – это минимальный обмен эмоциями с сотрудниками. В глаза уже не посмотреть. Второй – это повышенное требование к самодисциплине – и своей, и персонала.
Есть и нейтральный факторы. Ежедневные ритуалы и образ жизни могут быстро меняться, для многих это трудно. А также по-другому надо работать с базой знаний, операционными процессами.
Для мотивации сотрудников важно вовремя проводить оплату труда. Если офлайн задержка зарплаты не критична, можно успокоить человека, объяснив ее. То онлайн это не сработает.
Удаленщик должен понимать, в какой системе координат он работает. У него должны быть четкие инструкции: какой продукт вы от него ждете, что он получит, как осуществляется контроль. Мы для этого используем видеоинструкции. И для нового сотрудника у нас есть 20–30 роликов, где рассказывается, как поступать в той или иной ситуации".
Подробнее с вебинаром можно познакомиться по ссылке
Полезно знать
- Подробнейшую инструкцию о том, как пользоваться Zoom, можно найти здесь.
- О том, как выстраивать онлайн-продажи, можно узнать в вебинаре Фонда "Наше будущее".
- Еще немного онлайн-кейсов социальных предпринимателей в статье "Все в онлайн! Как социальные предприятия работают во время коронавируса", а также "Топ-10 полезных онлайн-продуктов для удаленки".
Фото: Наталья Петрова, Анна Хотенова Вконтакте, группа Академия "Турбо" facebook, марафон "Как перевести бизнес в онлайн", школа астрономии kantrSkrip, shutterstock
Автор: Наталия Гладкая
Дата публикации: 4 июня 2020
#полезная информация #онлайн-марафон #коронавирус853 3