Ольга Рябова: Социальное предпринимательство – от опасности к возможности

Член Координационного совета Торгово-промышленной палаты РФ по вопросам развития социального бизнеса и предпринимательства, независимый эксперт в области социального предпринимательства, постоянный участник Глобального саммита социального бизнеса и Европейского форума социального бизнеса Ольга Рябова - о социальных городах, спасительных шарфиках, айтишниках с диагнозом «аутизм» и других актуальных СП-трендах - на портале «Новый бизнес»

Времена меняются, и традиционный способ измерения ценностей, - измерение деньгами, все чаще перестает устраивать. Да, деньги все так же важны. Но есть люди. Есть отношения. Мы все чаще пытаемся понять, какое влияние наша деятельность оказывает на общество, на экологию, на окружающий мир. Мы хотим знать, что останется после нас. Эффект – не в деньгах.

В мире происходит переоценка ценностей. В определенном смысле это кризис устоявшейся мировоззренческой системы. Как известно, в китайском слово «кризис» состоит из двух иероглифов. И сегодня мы видим все больше людей, которые вслед за китайцами в кризисе видят не только «опасность», но и «возможность». Эти люди становятся социальными предпринимателями.

Семь принципов

Социальное предпринимательство опирается на семь основных принципов.

Первый. Цель бизнеса: преодолеть одну или несколько социальных проблем. В круг этих проблем входит все, что может угрожать людям или обществу. Бедность, низкий уровень образования или медицинского обслуживания, экологические проблемы и т.д.

Второй пункт – финансовая и экономическая стабильность. Устойчивое развитие.

Третий, принципиальный момент для той модели социального предпринимательства, которая развивается сегодня на Западе: инвесторы СП ни при каких условиях не получают дивидендов. Социальное предпринимательство выступает альтернативой благотворительности. Хочешь дать деньги – пожертвуй их. В благотворительности деньги, которые вы жертвуете, рано или поздно заканчиваются: на новое дело нужны новые пожертвования. В социальном бизнесе единовременное пожертвование дает возможность создать устойчивый механизм, который будет действовать и после того, как отработан первоначальный капитал.

Четвертый пункт: если инвестор хочет забрать вложенные деньги обратно, он их получает. При этом компания продолжает существовать, и прибыль также остается в компании.

Пятый пункт. Безопасность окружающей среды. Социальное предприятие заботится об экологии.

Шестой принцип. Зарплаты в компаниях социального бизнеса находятся на среднерыночном уровне или превышают его.

И последний, седьмой. Если вы создаете СП, делайте это с душой. Работайте с удовольствием.
На примерах ниже я постараюсь показать, как эти принципы воплощаются в жизнь.

Города социального бизнеса

Тенденция последних трех лет – города социального бизнеса. Первым таким городом стал немецкий Висбаден. В этом году в нем прошел Первый европейский форум социального бизнеса. По инициативе мера Висбадена в городе наряду с традиционным бизнесом было создано много предприятий социального бизнеса, способных оказывать помощь в решении существующих проблем. Проблем в городе много. Это и бездомные, и матери-одиночки, и криминогенная обстановка в ряде районов...

Проекты в Висбадене возникают разные. Например, около городского вокзала была установлена палатка, в которой круглосуточно дежурят волонтеры. В палатку может прийти любой человек. Прийти – переночевать. И почувствовать, каково это – жить на улице. Одновременно сюда приходят и те, у кого действительно нет крыши над головой. С ними разговаривают, им помогают, и зачастую они возвращают себе утраченный смысл жизни.

Сегодня в Висбадене существует целая улица, кафе, магазины и другие предприятия которой работают по принципу социального бизнеса.

Второй европейский город социального предпринимательства – Люксембург, третьим совсем недавно стал небольшой город в Италии – Пистоя. Наравне с городами, сегодня в стадии воплощения такие идеи, как деревни и районы социального бизнеса.

Кулинарный техникум

Другой пример нового социального бизнеса - из Бразилии. Дело в том, что в этой стране нет курсов, на которых готовят поваров. Если вы уже владеете профессией, можно получить МВА и стать шеф-поваром, но если вам нужны базовые навыки, освоить их негде.

Помочь людям, которые хотят обучиться кулинарному искусству, решил один очень известный шеф-повар. Он создал бесплатные курсы и одновременно основал кейтеринговую компанию, слушатели курсов проходят в ней практику. Гарантией качества работы этой компании он сделал собственное имя. Своим именем он очень дорожит, и это автоматически влияет как на уровень обучения, так и на качество приготовления пищи учениками-поварами. Благодаря услугам кейтеринга учеников курсов узнают в крупных компаниях и ресторанах, так что по окончании «кулинарного техникума» они не знают сложностей с трудоустройством.

Другая проблема. В Бразилии много домохозяек. Они замечательно готовят, но ничего не смыслят в управлении организацией, в бухучете. Это мешает им начать свой бизнес. А начать хочется, потому что нужны деньги. Социальный предприниматель создает курсы управления предприятиями общественного питания. Успешно окончившие курсы получают возможность взять у того же предпринимателя микрофинансовый займ, кроме того, в течение года они могут рассчитывать на бесплатную консалтинговую поддержку. Эта схема помогла поднять бизнес множеству домохозяек.

Спасительный шарфик

Другой пример. Несколько лет назад в Латвию приехал один немецкий студент. Он увидел, что в стране много бабушек, которые живут на нищенскую пенсию. Бабушек, которым очень хочется помочь. Одновременно он заметил, что бабушки очень хорошо вяжут. Студент нашел модного дизайнера и договорился, что тот будет заказывать у бабушек шарфики и ставить на них свой лейбл.

Как и многие социальные предприятия, компания стартовала с минимальными затратами: ее первоначальный капитал составлял порядка 2000 евро. Сейчас это очень большой бизнес, который дает работу не только латвийским бабушкам, но и многим латвийским женщинам, находящимся в сложной жизненной ситуации.

Другой пример социального бизнеса, в основу которого положены уникальные особенности определенной группы людей - предприятие, созданное датчанином Торкилом Зонне. Когда сын Торкила был совсем маленьким, у него диагностировали аутизм. Когда же мальчику исполнилось семь, его отец обнаружил, что ребенок обладает фотографической памятью. Торкил Зонне начал изучать специальную литературу и выяснил, эта черта – уникальная память – вообще отличает людей, страдающих аутизмом. В итоге возник «Фонд людей-специалистов», целью которого является создание одного миллиона рабочих мест для людей с аутизмом. «Люди-специалисты» находят применение в самых разных областях. Например, фонд сотрудничает с ИТ-компаниями, тестируя их программные продукты.

Новые идеи – новый мир

Примеры социального бизнеса можно увидеть не только среди небольших предприятий: сегодня социальное предпринимательство успешно продвигают и промышленные концерны, компании с мировым именем. Например, BASF.
Долгое время компания BASF не работала с конечным потребителем. Однако после встречи управляющего директора BASF с Мухаммадом Юнусом в корпорации задумались о социальном бизнесе.

После нескольких не слишком удачных социальных проектов в BASF обратили внимание на проблему малярии. От малярии в мире каждые две минуты гибнет человек. Большая часть людей гибнет в Африке, и большая часть из них – дети в возрасте до года, которые не могут отгонять от себя комаров. Специалисты BASF досконально изучили эту проблему и в итоге придумали сетку, абсолютно безопасную для маленьких детей, но смертельно ядовитую для комаров. Это изобретение помогло спасти большое количество жизней.

Когда управляющему директору BASF задали вопрос, что компании дает проект, не приносящий, по сути, прибыли, он ответил: «Вы знаете, мы получили очень неожиданный эффект. Мы вдруг увидели наших конечных потребителей. Мы очень долго их не знали, видя лишь тех, кто что-то производит из нашей продукции. И… я не буду утомлять вас деталями, но мы поменяли многое в наших основных бизнес-процессах».

Сегодня социальное предпринимательство во всем мире - это вызов. Это новые достижения. Это новые подходы в медицине, в образовании. Социальные предприниматели – это люди, которые создают новую экономику. Они показывают остальным, как стоит жить. Это люди, которые делают землю такой, какой она должна быть. Какой мы хотим ее видеть.


Записала Мария Кригер

Автор: Ольга Рябова

Дата публикации: 23 июня 2013

#рябова #сп за рубежом

 1188   72  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно