Алексей Рябинин: "Социальный бизнес - это прежде всего легальная сфера услуг"
Председатель Комитета по социальному предпринимательству и поддержке социальных программ Московской торгово-промышленной палаты Алексей Рябинин рассказал о столичном социальном предпринимательстве корреспонденту «Вечерней Москвы» Ольге Вихровой.
- Какие же черты позволяют разграничить социальный бизнес и обыкновенное предпринимательство?
- Я считаю, что это разделение не имеет особенного смысла. Ведь любой легальный бизнес, помимо конечного продукта, создает десятки и сотни новых рабочих мест, предоставляет сотрудникам медицинские гарантии и оказывает поддержку в реализации в профессиональной сфере. Все эти факторы позволяют предпринимательству называться социальным. А что будет выступать конечным продуктом - консалтинговые услуги или фармацевтические препараты - совершенно неважно.
- Каковы основные черты, определяющие лицо московского социального бизнеса?
- Специфика столичного предпринимательства заключается в том, что большинство бизнес-проектов относится к сфере обслуживания, а не к производственному сектору. Кадровый потенциал обладает более высоким уровнем квалификации, чем в среднем по стране, а материально техническое обеспечение условий труда гораздо лучше. Кроме того, существует большое количество городских программ приоритетного развития - как для молодежи, так и по обеспечению рабочими местами людей с ограниченными возможностями.
- Какие же программы по поддержке социального бизнеса действуют в столице?
- Правительством Москвы постоянно реализуются программы поддержки, связанные с трудоустройством и адаптацией в повседневной жизни и на рабочих местах людей с ограниченными физическими возможностями, а также проекты, в рамках которых с городом взаимодействуют вузы, школы и детские сады. Но есть и кое-что новенькое. Сейчас активно обсуждается программа социальных сертификатов в сфере туризма. По инициативе представителей социального бизнеса выпущены ваучеры на получение льготных и бесплатных путевок. Создание такой программы позволяет предоставить сотрудникам государственных учреждений широкий выбор домов отдыха, мест лечения и проведения досуга.
- Так как в России нет практики официального признания бизнеса «социальным», то и налоговых льгот для таких видов деятельности до сих пор не существует?
- Но кроме финансовой поддержки есть кое-что еще! Общественные и правительственные организации ведут мониторинг и предпринимают меры морального стимулирования: например, проводят городские и федеральные конкурсы типа «Московских мастеров» и «Праздника социального бизнеса». Между прочим, представители московского бизнеса считают участие в таких мероприятиях неотъемлемой частью деятельности своих компаний и с большим энтузиазмом оказывают помощь в проведении социальных проектов.
- Получается, для того чтобы бизнес стал по-настоящему социальным, каждый предприниматель должен стремиться к тому, чтобы увеличить социальную составляющую на предприятии по максимуму?
- Я бы сказал по-другому. Бизнесу Москвы нужно стремиться улучшать бизнес-климат в своих компаниях. А на уровне государства нужно внимательнее относиться к эффективным региональным проектам соцподдержки и выводить их на федеральный уровень. Есть масса московских (и не только) проектов, достойных стать общероссийскими.
Примечание редакции. Отметим, что понятие «социальный бизнес», которое озвучил Алексей Рябинин, является чрезмерно широким и не позволяет на практике отделить социально ответственный бизнес от социального предпринимательства. В этой связи в приказе Министерства экономического развития о поддержке малого и среднего бизнеса подчеркивается, что социальный бизнес – это деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства, направленная на решение социальных проблем.
Источник: Вечерняя Москва
Дата публикации: 8 июля 2014
#мтпп #социальный бизнес #москва1107 9