Кондитеры-меценаты. Как крепостной крестьянин основал успешную династию

До революции «Товарищество А. И. Абрикосова сыновей» было самым известным «вкусным» брендом Российской империи.
Предприниматели-кондитеры первыми придумали выпускать сладости для разной целевой аудитории,
разрабатывали красочную упаковку, активно использовали рекламу.
А сотрудникам своих кондитерских фабрик предлагали привлекательный соцпакет.


От абрикосовой пастилы до собственной кондитерской

Создатель династии и искусный кондитер – крепостной крестьянин Пензенской губернии Степан Николаевич – умел готовить такую вкусную абрикосовую пастилу, что и фамилию получил соответствующую – Абрикосов. Было это в 1814 году, через 10 лет после того как он сам, жена и двое сыновей благодаря его стараниям получили вольные грамоты.

Чуть раньше Степан Николаевич открыл небольшую успешную кондитерскую в Москве. После смерти отца предприятие получили в наследство сыновья Василий и Иван. Однако дети управляли делом не очень хорошо и через какое-то время разорились. Внуку первого Абрикосова, Алексею, пришлось идти в посыльные к бывшему отцовскому поставщику. Но юноша не собирался всю жизнь работать на других. Он быстро учился, откладывал деньги и строил планы.

Возрождение семейного дела

Первым шагом на пути к успеху Алексея Ивановича Абрикосова стали деловые связи, которые он наладил на самой главной ярмарке империи – Нижегородской. Заработав репутацию надежного и деятельного предпринимателя, он занялся оптом и открыл небольшую лавку.

В 1849 году молодой человек женился на дочери парфюмерного и кондитерского фабриканта Агриппине Мусатовой. Это событие стало поворотным в его жизни. Супруга во всем помогала и поддерживала Алексея Ивановича, а ее приданое легло в основу капитала для строительства первой фабрики.

Поначалу сладости делали вручную по старым дедовским рецептам. Жена и дети не сидели без дела – заворачивали конфеты в фантики. Однако Абрикосов был человек, хорошо образованный, всегда интересовался техническими новинками и задумал устроить производство по-новому.

Передовые технологии

Новую фабрику Алексей Иванович построил в районе Сокольников. Он одним из первых решил провести в корпуса электричество, установил паровую машину, использовал газ. Интересно, что предприниматель лично дорабатывал, а порой и придумывал станки для производства новых видов сладостей. Каждые 10 лет проводили переоснащение.

Чтобы выделить свою продукцию среди других товаров, Абрикосовы (а к работе подключились подросшие дети) активно использовали маркетинговые методы. Например, все изделия разделяли на категории: для детей, женщин, мужчин, состоятельных покупателей и бедняков. Для каждой разрабатывали упаковку и правильные слоганы. Кстати, для создания оберток была запущена своя линия, а художники придумывали яркие картинки. Именно в России у купцов Абрикосовых появились прототипы конфет с сюрпризом – внутри шоколадных фигурок размещали миниатюрные игрушки или вкладыши с картинками.

А еще на фабрике работала собственная лаборатория по созданию новых рецептов.

Предприниматели активно развивали торговую сеть. Например, оптовые склады товарищества были устроены в Москве, Петербурге, Одессе и на Нижегородской ярмарке. В 6 городах работали фирменные магазины бренда.

В 1884 году Абрикосовы приобрели в Крыму сахарный завод. Это позволило бесперебойно поставлять на производство сахар высокого качества. Предприятие укомплектовали шестью паровыми машинами. В штате трудились 300 человек.

В 1890 годы фабрики выпускали 53 000 пудов конфет и карамели, 4 500 пудов варенья – это 50 % от всей продукции в Российской империи. На кондитерских предприятиях Абрикосовых к началу XX века работали 2 000 человек. Годовой оборот превышал 2,5 млн рублей.

Социально ориентированное предприятие

В XIX веке не было понятия «социально ориентированный бизнес», но работникам фабрик предлагали настоящий соцпакет.

Рабочие получали довольно высокое жалованье – 550 рублей в год (при среднем уровне 180 рублей). На территории предприятия работала бесплатная столовая, сотрудникам предоставляли жилье и медицинское обслуживание, в праздники дарили подарки. Кроме того, полагалась прибавка за выслугу лет.

Благотворители


Отдельного рассказа достойна Агриппина Александровна Абрикосова, мать 22 детей, из которых до взрослого возраста дожили 17. Она не только заботилась о своей семье, но и активно занималась благотворительностью. Так, на собственные средства она обустроила бесплатный родильный дом, где были созданы исключительные условия. Здесь работали лучшие специалисты, что позволило значительно снизить смертность новорожденных (она составляла менее 1 %). По завещанию после смерти Агриппины Александровны был учрежден родильный приют для малоимущих.

На семейной фабрике по инициативе благотворительницы создали детский сад. Женщины-работницы могли спокойно трудиться, зная, что их малыши весь день находятся под присмотром.

Династия Абрикосовых не исчезла в советские годы. Среди ее представителей есть врачи, геологи, артисты и даже нобелевский лауреат по физике.

Фото: mos.ru

Автор: Юлия Кожева

Дата публикации: 26 июля 2022

#интересное #меценатство #история

 774   3  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно