Сергей Морозов: как музей стал центром кооперации и поддержки кустарей
Сергей Тимофеевич Морозов – один из представителей знаменитой династии купцов, родился в 1860 году. Его жизнь проходила в эпоху больших перемен в Российской империи. Он пробовал себя как художник-любитель, занимался меценатством, основал один из московских родильных домов, помогал издавать журнал «Мир искусства». А ещё сделал свой Кустарный музей центром народных промыслов и кооперации.
Сергей рос болезненным ребенком, поэтому родители не были против его увлечений рисованием и позволили учиться в Московском университете. Семейное дело по производству тканей не вдохновляло юношу. По настоящему его увлекли изделия, которые сегодня называют словом hand made. А в царской России именовали кустарными промыслами.
Поддержка кустарей
В 1882 году, когда будущий меценат побывал на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Москве, и был поражён экспонатами павильона кустарных промыслов. Сергей Тимофеевич приобрел все изделия, которые стали основой коллекции Кустарного музея. Были здесь игрушки, резные изделия из дерева, мебель и многое другое,
Дело не ограничилось подбором экспонатов для коллекции и выставочной работой. Директор и создатель приглашал мастеров знакомиться с образцами, обмениваться опытом.
Постепенно были созданы артели, в которых мастера создавали уникальные неповторимые работы: кружева, игрушки, плетеные вещи. В Сергиевом Посаде основали художественно-столярную и резную мастерские-школы. Для поддержки промыслов устраивали склады и магазины в регионах.
В музее проходили выставки не только малоизвестных мастеров, но и знаменитых художников М. Добужинского, А. Бенуа, И. Билибина, М. Якунчикова.
В 1906 году при музее создали учебные мастерские. Позже художник Н.Д. Бартр возглавил отдел, где разрабатывали образцы новых изделий в русском стиле.
Кооперация
Прекрасные изделия из разных уголков России восхищали ценителей, но мастерам важно было получать доход от своей работы. А значит, необходим был постоянный канал сбыта.
В какой-то момент музей стал посредником между кустарями и покупателями.
Сергей Тимофеевич организовал фонд кредитования кооперативного движения и передал Московскому земству первый взнос – 100 тыс. рублей.
Эффективными оказались выставки, в том числе, международные. В «Положении о Кустарном музее Московского губернского земства в Москве» читаем: «Кустарный музей берёт на себя всю торговлю и развитие её заграницей, ввиду того, что отдельным кустарям и даже организациям совершенно невозможно вести заграничную торговлю вследствие незнания языков, сложности дела и отсутствия капитала».
Изделия русских мастеров пользовались спросом во Франции, Англии, Германии и Австрии. В европейских государствах особенно популярны были портсигары из карельской березы.
О том, насколько важным стало начинание Морозова, говорит выдержка из путеводителя по Москве братьев Сабашниковых за 1917 год: «В настоящее время дело Московского кустарного музея поставлено столь широко, что заслуживает большого внимания и является любопытной страницей в истории русской культуры. В достижение основных своих целей – доставления дешёвого кредита кустарям и наиболее выгодного сбыта их продуктов – музей раскинул по уездам губернии целую сеть своих учреждений <…> Устраивая мастерские, земство, конечно, не выпускает из виду и целей образовательных: оно стремится развить вкус кустаря на художественных образцах тех или иных изделий и вместе с тем ознакомить его с усовершенствованными приемами работы и наилучшими материалами. Но конечная цель земства – выработать из кустарей мастеров, способных самостоятельно и правильно вести дальше своё дело».
На благо города
В Москве многие общественные учреждения появились благодаря пожертвованиям меценатов. Не оставался в стороне и Сергей Тимофеевич. Для попечения о бедных он выделил Московскому городскому общественному управлению 2 тыс. рублей. С 90-х годов XIX века был попечителем Стрекаловской школы для портних. Позже, когда город задумал реконструкцию Старо-Екатерининской больницы, он помог обустроить родильный приют.
В 1890-1900-е годы Морозов стал постоянным спонсором известного журнала «Мир искусства» и внёс большой вклад в строительство Московского Художественного Театра. Интересно, что по заказу Константина Станиславского и Сергея Морозова знаменитый рельеф для фасада нового здания МХТ создала скульптор А. С. Голубкина.
После революции всё его имущество и дом Сергея Тимофеевича национализировали. Новые власти разрешили ему жить и работать консультантом в своём бывшем музее.
В 1925 году Морозов решился на эмиграцию. В последние годы занимался любимой живописью – ведь в юности он мечтал стать художником.
Фото: pastvu.com.
Дата публикации: 4 декабря 2023
#кооперативы #история190 2