Говорить нельзя молчать
Оксана Гончарова
Римма Авшалумова
Компании и общественные организации взялись проводить конкурсы для молодых специалистов с инвалидностью. Их главная цель — трудоустройство конкурсантов, но работодатели далеко не всегда готовы обеспечивать местами таких людей
В минувшую пятницу в офисе компании KPMG прошел финал третьего ежегодного конкурса для молодых людей с инвалидностью «Путь к карьере». Мероприятие курируют региональная общественная организация инвалидов «Перспектива» и Совет бизнеса по вопросам инвалидности (СБВИ).
31 марта фонд Вагита Алекперова «Наше будущее» также проводит очередной конкурс проектов в сфере социального предпринимательства в 14 регионах России (по его результатам ряд предприятий, деятельность которых связана с реабилитацией и трудоустройством инвалидов, получат финансовую поддержку). «Прежде мы таких целей никогда специально не ставили, — подчеркивает исполнительный директор фонда Андрей Кудряшов. — Проблема трудоустройства людей с ограниченными возможностями действительно есть, и сейчас в основном эти вопросы решают только специальные организации либо социальные предприниматели».
Восемь из десяти участников конкурса «Путь к карьере» получили предложения от компаний, входящих в СБВИ, — пройти стажировки и собеседования на конкретные вакансии, рассказала Дарья Соловьева, директор управления по работе с персоналом KPMG в России и СНГ (компания выступила организатором конкурса и председателем жюри). Двум финалистам в качестве приза вручили сертификаты консалтингового агентства Clever, еще несколько студентов-инвалидов получили сертификаты на прохождение годового курса изучения иностранного языка и бизнес-английского.
Дайте опыт
«Общаться напрямую с работодателем мне не доводилось, до этого я искал работу через интернет и все время сталкивался с одной и той же проблемой — компаниям нужны специалисты с опытом работы», — рассказывает один из участников конкурса — Денис Данилюк, студент второго курса юридического факультета Московского государственного социально-гуманитарного института. С 11 лет молодой человек увлекался спортом (сначала борьбой, а потом баскетболом), но из-за полученной травмы был вынужден сесть в инвалидное кресло. После школы он окончил курсы делового общения, поступил в институт, освоил машинопись и даже вновь вернулся в спорт, занявшись стрельбой из лука. «Чтобы стать хорошим юристом, мне необходимы практические навыки, которые я мог бы развивать и совершенствовать», — написал Денис в портфолио. На конкурсе ему вручили сертификат Clever, который, как пояснила директор компании по маркетингу Елена Суровцева, дает соискателю возможность пройти консультацию у одного из экспертов агентства и получить помощь в составлении резюме, индивидуального плана поиска работы, а также подготовиться к общению с работодателем. «Это уже немало, думаю, подготовившись, я смогу в конечном итоге пройти стажировку в крупной юридической компании», — уверен молодой человек.
По мнению Кудряшова, мотивация и желание работать у инвалидов огромные. Но правильно заявить о себе умеют далеко не все, добавляет Суровцева. «Обучение компетентному поведению на рынке труда очень важно для них, поскольку часто они согласны на любую работу и на оплату значительно ниже рыночной», — обращает внимание она. По ее мнению, эти люди «крайне низко оценивают свой труд, не имеют представления о возможностях на рынке и в этом плане абсолютно не защищены».
Молчать выгодно
Одна из участниц конкурса — Анна (попросила не называть фамилии в печати) имеет инвалидность 3-й группы по искривлению позвоночника. В мае она защищает диплом по специальности «управление персоналом» и так же, как Денис, хотела бы работать «в крупной стабильной компании». «Возможно, мне повезло чуть больше — если не говорить про инвалидность, никто и не догадается, что у меня вообще есть какое-то заболевание», — улыбается она. В общении с работодателем девушка так и поступает. «Во-первых, у большинства возникает отчуждение к таким, как мы: что лукавить — на нас смотрят не как на обычных людей, — уверена Анна. — А во-вторых, если бы я и рассказала о себе, то это не дало бы мне никаких особых привилегий. Не говорить же о собственной инвалидности из-за двух дополнительных дней к отпуску, положенных нам по закону!» По итогам конкурса Анну позвали на собеседование в крупный банк, но конкретная позиция, по ее словам, еще не обсуждалась.
Нет условий
«Некоторые работодатели отказывают, потому что для таких сотрудников нужны специально оборудованные рабочие места и все необходимые технические приспособления в здании», — говорит Данилюк.
«Бизнес не горит брать на работу людей с ограниченными возможностями в силу многих причин, и одна из них — необходимые инвестиции в переоборудование офисов», — уверен Евгений Рапопорт, руководитель социальных проектов ООО «НКО-сервис», и добавляет, что подобное мнение ему не раз приходилось слышать от представителей крупного и среднего бизнеса.
«Мы готовы брать на работу людей с любым заболеванием, но, к сожалению, не инвалидов-колясочников, — не скрывает Елена Арефьева, директор по персоналу DPD в России (один из членов жюри). — Дело в том, что мы находимся в здании бизнес-центра, где нет специальных лифтов, туалетов, пандусов и проч. Таким людям у нас будет просто некомфортно». Компания пригласила на собеседование двух участников конкурса — Татьяну Филаткину, закончившую с отличием юридический факультет Московского социально-гуманитарного института (инвалид 2-й, рабочей, группы, ДЦП), и студента четвертого курса Бауманки Андрея Ясенева (имеет инвалидность по слуху), отметила она.
По словам Рапопорта, если бы государство субсидировало затраты на переоборудование офисов и обучение инвалидов, то отношение к вопросам трудоустройства таких лиц было бы иным: «Бизнес привык считать деньги, и компании полагают, что тратят немалые средства на различные благотворительные и социальные программы, а эти расходы уже навязываются государством».
В январе 2010 г. «НКО-сервис» совместно с Всероссийским обществом слепых запустил проект «Авоська дарит надежду», рассказал Рапопорт. В СССР популярные тогда авоськи производили именно незрячие люди, и, когда пластиковые пакеты вытеснили из обихода авоську, тысячи людей остались без работы. Сейчас в проекте занято 30 человек. В мае 2010 г. «НКО-сервис» планирует запустить профессиональный колл-центр, задействовав в работе лиц с ограниченной подвижностью. «Мы научились выносить рабочие места по IP, это позволит оборудовать их дома у сотрудников. Из-за ограниченности среды (доступность Москвы для инвалида — около 5%) многие просто не имеют возможности выбираться из дома. Все, что им предлагалось раньше, — клеить коробки. Но часто это образованные квалифицированные люди. Мы анализируем, какую еще продукцию, выпускаемую незрячими людьми, можно было бы также модернизировать и предложить рынку», — добавляет Рапопорт.
Источинк: "Ведомости" 55 (2573), 30.03.2010
Дата публикации: 11 апреля 2010
1002 14