MBA ДЛЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

На несколько июньских дней столичная гостиница «Космос» превратилась в штаб социального предпринимательства России. 42 социальных предпринимателя из 14 регионов страны съехались на семинар «Разработка бизнес-плана проектов в сфере социального предпринимательства». На три дня людям с креативными идеями по развитию собственного бизнеса пришлось стать прилежными учениками.

На семинар приехали социальные предприниматели, успешно прошедшие 1 тур Регионального конкурса проектов в сфере социального предпринимательства, организованного Фондом региональных социальных программ «Наше будущее». На 1-м этапе им необходимо было максимально подробно представить свой проект Экспертному совету Конкурса, на втором - уже детально проработанные бизнес-планы.

Искусству формирования бизнес-плана, скрупулезной оценке финансовых и маркетинговых перспектив проекта и был посвящен специализированный тренинг для социальных предпринимателей. Прописывать стратегию развития бизнеса – осознанная необходимость в любом проекте. Потому что между идеей и ее реализацией лежит огромная пропасть. Кто-то может провалиться в нее вместе со всеми деньгами и кредитами, а кто-то дойти до конца и реализовать мечту, преумножив вложенные средства и успешно решая социальную задачу. Собственно об этом - доходчиво, профессионально, используя живые примеры, три дня рассказывал известный бизнес-тренер, управляющий партнер экспертной группы «Академ Консалтинг» Евгений Зайцев.

Журналист портала «Новый бизнес: социальное предпринимательство» Марина Волкова застала преподавателя в самый разгар занятий. Он рассказывал социальным предпринимателям про правильное построение бизнеса.

«На рискованные дела нужно идти только со своими средствами, желательно свободными», - учил тренер, приводя актуальные примеры из российской действительности.

Семинар напоминал активную дискуссию: тренер задавал вопросы, моделировал практические ситуации, а предприниматели «с головой» погружались в бизнес-кейсы. Например, рассматривалась ситуация старта «банального» бизнеса по производству алюминиевых кастрюль. Бизнес-тренер подробно изложил, как подойти к проекту и правильно просчитать все возможные риски. На лицах некоторых участников семинара читалось недоумение: привычные бизнес-схемы, которые до этого они считали правильными, рушились, как карточные домики.

Следует отметить, что и автору этого текста, человеку до мозга костей гуманитарному, также было понятно все, что объяснял бизнес-тренер, уже не первый год работающий с фондом «Наше будущее» и досконально знающий тему «социальное предпринимательство».

«Идея социального предпринимательства состоит в том, чтобы определенная группа людей - тех, кто не «встроился» в рынок в силу ограниченных возможностей, получила надежный фундамент для достойного существования и нашла свое место в жизни. Я вижу в социальном предпринимательстве прообраз гражданского общества, когда сами люди берут на себя решение социальных задач, - объяснил Евгений Зайцев свое понимание этого явления, - Социальное предпринимательство выполняет ту функцию, которую государственные и общественные организации выполнить не могут. Оно занимает особую нишу в экономике и социальной сфере, поэтому нуждается в поддержке»

Не покривлю душой, если скажу: семинар Зайцева не только открыл людям новые горизонты, но и существенно повысил самооценку, заставил еще больше поверить в свои силы. Один из прилежных учеников - аграрий Вислан Шуршаев из Николаевского района Волгоградской области показал мне тетрадь конспектов. «Поеду домой и буду еще раз внимательно изучать», признался Вислан Хамзатович. Хотя в своем бизнесе – земледелии на орошаемых землях он – уже 12 лет. Не теоретик, а мощный практик, которому удалось поставить «на рельсы» собственный бизнес - производство семян овощных и бахчевых культур на орошаемых землях. Продукцию Шуршаева покупают 4 компании, и он не собирается останавливаться на достигнутом.

 СМОТРЕТЬ ФОТОАЛЬБОМ "СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ УЧАТСЯ"

«Я послушал лекции и собираюсь написать бизнес-план, который позволит мне победить в конкурсе и получить инвестиции для того, чтобы наладить цикличное производство семян. Речь идет о том, чтобы выращивать их круглый год. Для этого нужны теплицы, отапливаемые соляркой или газом», - поделился Вислан Шуршаев своими планами.

Построив их, он хочет обеспечить рабочими местами земляков из родного Николаевского района, и в этом, собственно, видит свою главную социальную миссию.

На семинаре не только Вислан говорил о серьезных намерениях делать бизнес на благо и для людей. Каждый из присутствующих с упоением был готов рассказать о любимом деле, которое приносит пользу обществу.

Шокирующей, но при этом очень поучительной была история Любови Загорской, которая вместе со своим мужем Валерием руководит реабилитационным центром для больных наркоманией и алкоголизмом «Новая жизнь» в Магнитогорске. Любовь, потерявшая единственного сына, стала думать о тех, кто еще может спастись. «В нашем центре остаются люди, которые слезли «с иглы» и больше никогда не вернутся к ней, рассказала Любовь. Социальная миссия Любови Загорской понятна: активно претворять в жизнь реабилитационные программы для тех, кому необходима помощь.

В этом с ней солидарны и мультипликаторы-аниматоры из санкт-петербургской анимационной студии «ДА», которые помогают онкологически-больным детям. «Наш проект «Летающие звери» стартовал 2 года назад как волонтерский. Мы ходили в онкологические отделения больниц Санкт-Петербурга, где дети находились на длительном лечении, и предлагали им делать мультфильмы», - рассказала инициатор проекта Ирина Грудина.

Необычное название «Летающие звери» родилось в процессе занятий с детьми. Ребятишки с удовольствием рисуют «мультяшных» героев и, по свидетельству врачей, даже лучше себя чувствуют. Сейчас этот проект реализуется в 3 больницах Санкт-Петербурга, включая детский хоспис. В планах аниматоров – создавать сеть студий в других больницах и детских домах Ленинградской области, а также вывести на рынок первый в России социальный бренд «Помогать легко».

«У Фонда мы хотим найти поддержку нашим проектам, которые способствуют социализации и реабилитации детей в трудных жизненных ситуациях. Мы намерены пройти в финал конкурса, чтобы реализовать задуманное», - добавила Ирина Грудина. По ее словам, семинар дал очень большую пищу для размышлений и новые идеи, необходимые для того, чтобы дальше двигаться вперед.

Аналогичные мысли и у Натальи Гаспарян, также живущей в городе на Неве. Она представила на семинаре сложный, но перспективный проект «Туризм для инвалидов-колясочников». Проект существует уже 6 лет, и на сегодняшний день – единственный в России. Компания Натальи Гаспарян оказывает услуги российским и зарубежным туристам. Это задача не из легких, поскольку «две столицы» - Москва и Санкт-Петербург пока, к сожалению, не являются безбарьерной средой обитания для инвалидов. Поэтому компания купила и оснастила специальным оборудованием микроавтобус, разработала специальный гибкий пандус, который используется, когда туристическая группа приезжает к местам, недоступным для колясочников. О турах, которые предлагает агентство Натальи Гаспарян, люди с ограниченными возможностями в России и за рубежом уже знают неплохо. В год в Санкт-Петербург приезжает около 200 туристов, а в будущем, надеется Наталья, их число вырастет до 500 человек.

Если бы автору этих строк удалось поговорить с каждым предпринимателем, участвующим в семинаре, то на это бы ушло дней на 10 точно. Потому что людей, преданно любящих свое дело, как-то даже неловко прерывать на полуслове. А им еще нужно очень много поработать, чтобы представить на суд экспертного жюри свои бизнес-планы. Это будет задача не из легких: оценивать главные документы любого бизнеса предстоит Экспертному Совету, созванному из ведущих специалистов в экономической и социальной сфере, а также представителей московской академической элиты. Но кто бы ни победил в Региональном конкурсе проектов в сфере социального предпринимательства, ясно одно – самое бесценное, что приобретут люди, участвуя в нем, - это опыт и вера в себя. Потому что такое явление, как бизнес, приносящий пользу людям, будет развиваться в России до тех пор, пока существуют социальные проблемы.

 

Дата публикации: 16 июня 2010

#региональный конкурс #семинар для социальных предпринимателей #ярмарка социальных идей #фонд наше будущее #бизнес-план

 717   187  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно