Инватуризм: расширение возможностей
Эта судьбоносная встреча произошла задолго до того, как Татьяна Уртаева всерьез начала заниматься социальным туризмом. Много лет назад, еще и не думая ни о каком социальном бизнесе, она случайно увидела в самолете с группу детей с ДЦП, летевших на отдых. Татьяна с удивлением наблюдала, как 16-летний юноша на костылях забирается по трапу сам, хотя родители находились рядом. Потом она поинтересовалась у мамы другого ребенка-инвалида, почему взрослые не помогли собственному сыну. «Тогда соседка объяснила мне, как велико стремление инвалидов к самостоятельности, автономности. Они не хотят ни от кого зависеть, хотя иногда это и неизбежно, вспоминает Татьяна. Странное дело, в этих людях зачастую оказывается меньше иждивенчества, чем в тех, у кого нет проблем со здоровьем. Они стараются жить полной жизнью, приспособиться к любым условиям. Для меня это стало примером жизнелюбия и упорства. Летевшие рядом со мной дети поразили меня своей нестандартной одаренностью, эрудицией, умением радоваться мелочам. Сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, что все это было неслучайо. Та встреча была «первой ласточкой», первым намеком на то, чем впоследствии я буду заниматься».
В Греции все есть
Всерьез о том, чтобы развивать особое направление, называемое «инватуризмом», Татьяна Уртаева задумалась в 2006 году. В данном случае, вопреки более традиционной экономической логике, первичным оказался не спрос, а предложение. Оно поступило от греческих партнеров.
«Мы тесно сотрудничали с греческим курортом Лутраки, вспоминает директор «Амадэль Тур». Нас поддерживала мэрия этого городка, информируя обо всех интересных событиях и новых проектах. В 2006 мы получили информацию о специализированном отеле для колясочников и клинике гемодиализа». Казалось бы, чем ни ниша для бизнеса? Поле не паханное, никем не разработанная «золотая жила»! Однако разве бывало, чтобы социальный бизнес кого-нибудь озолотил? Нет, здесь, скорее, работа за интерес.
Начинать с нуля было нелегко. Как действовать? Где искать клиентов? Как спланировать рекламу и продвижение? Готовых ответов на эти вопросы не было.
«Мы двигались наощупь, без всяких подсказок, говорит Татьяна. Искали в интернете инвалидные организации, лечебные и реабилитационные центры и им рассказывали о том, что можем предложить. Так постепенно информация о наших турах распространялась по Москве, и даже достигла регионов».
Поначалу поток туристов был скромным. В основном это были индивидуальные, а не групповые туры. И тут улыбнулась удача. В 2008 году сотрудничеством с «Амадэль Тур» заинтересовался благотворительный фонд, получивший государственный грант на отправку инвалидов на отдых за границу.
«На мой взгляд – именно это и есть социальный туризм в классическом смысле слова, когда людям с ограниченными возможностями помогает купить путевку государство. Без такой поддержки курортный отдых оказывается довольно дорогим удовольствием. Не имея государственной или спонсорской поддержки, будет трудно добиться значительного потока отдыхающих. Но составить неплохой «пул» индивидуальных клиентов все равно можно», полагает Татьяна.
Вообще, по мнению Уртаевой, инвалидный туризм из России в Европу может оказаться вполне перспективным. И европейский кризис тому не помеха, а скорее, даже катализатор. С одной стороны, туристы из Германии и других благополучных стран ЕС сейчас меньше едут на юга – в их странах есть и свои места для отдыха людей с ограниченными возможностями. С другой стороны, в такой ситуации Греция, Хорватия, Словения и прочие государства, живущие туризмом, оказываются особенно заинтересованы в увеличении потока гостей из России и будут создавать для этого условия. В нашей стране, увы, по-прежнему мало возможностей для цивилизованного пляжного и экскурсионного отдыха инвалидов. При «трехстороннем» интересе со стороны потенциальных клиентов-россиян, туроператоров и европейских партнеров, инватуризм, вероятно, будет медленно, но верно набирать обороты.
Правда, Татьяна Уртаева сетует также на тормозящий всю российскую туриндустрию фактор отложенного спроса. Политическая и экономическая нестабильность в Европе и неопределенность будущего статуса Греции в ЕС будоражит умы наших соотечественников. В результате они откладывают бронирование до последнего момента. А это осложняет работу туристических агентств, которым, как и любому бизнесу, легче строить свою деятельность при наличии предварительных заказов с ранней предоплатой. Однако эта проблема характерна для российского туризма в целом, а не только для одного (пока что «худосочного») социального направления.
Тысяча мелочей: специализированные отели и безбарьерная среда
В нынешнюю эпоху политкорректности мы часто используем определение «люди с ограниченными возможностями». Татьяна Уртаева чаще именует своих клиентов по-другому: «люди с расширенными потребностями». Эта распространенная на западе формула, по мнению сотрудников «Амадэль Тур», помогает выстраивать с ними правильные отношения. Да, у них есть специфические запросы. При этом они вовсе не капризны, просто чрезвычайно внимательны к некоторым мелочам. Что и понятно: даже не на той высоте закрепленная ручка двери может создать множество проблем и испортить человеку отдых. Как устроен быт инвалида, часто до конца не понимают даже владельцы западных отелей, которым, вроде, кажется, что они создали для особых клиентов все удобства. Туроператор, собирающийся предложить людям в колясках комфортный отдых, должен быть досконально знаком со своим продуктом, буквально пощупать все своими руками:
«Я поражаюсь, насколько мало иногда строители представляют себе проблемы, с которыми сталкиваются постояльцы-колясочники, рассказывает Татьяна. Например, мне показывают просторный номер с широкими проемами, где легко может развернуться инвалидное кресло, но стоит зайти в туалет, чтобы понять – тут есть радикальные недоработки. Скажем, унитаз находится в нише – к нему не подъедешь. Или демонстрируют тебе ванну, утопленную в пол: казалось бы – никаких бортиков, безбарьерная среда. Но при отсутствии подъемника частично парализованный человек не сможет ни «запрыгнуть» в такую ванну, ни выбраться из нее. В общем, есть тысяча мелочей, которые нужно продумать организаторам отдыха».
Именно поэтому «Амадэль Тур» так дорожит хорошими отношениями с проверенными партнерами. К примеру, в отеле Sunrise Resort в Лутраки предусмотрено все, что только можно – столы, выключатели, вешалки для одежды находятся невысоко, чтобы удобно было дотягиваться до них с коляски. На пляже сделаны специальные настилы, облегчающие въезд в море воду на кресле отеля. Это важно: вряд ли кто-то из инвалидов захочет на своем дорогостоящем основном средстве передвижения спускаться в соленую воду, быстро приводящую в негодность в негодность многие детали.
Чтобы цены не кусались
Дороже ли инватуризм обычного курортного отдыха? И да, и нет. Если поток туристов будет значительным или хотя бы просто стабильным, специализированные отели предоставят выгодные цены. Главный фактор, удорожающий путешествия инвалидов – это транспорт. Общий трансфер обычно для них неприемлем – в автобус забраться сложно. Далее варианты зависят от того, насколько мобилен человек, может ли пересесть в обычную легковую машину или ему требуется автомобиль с подъемником.
Большинство клиентов турагентств едут с сопровождающими, тем не менее, дополнительной статьей расхода может стать найм помощника уже на курорте. «Амадэль Тур» помогает найти таких людей, но дополнительных денег за поиск не берет.
Организация отдыха диализных больных – отдельная история. Этим людям не нужны никакие особые приспособления. Они бронируют самые обычные отели. Главное для них близость диализного центра. Существуют даже диализные круизы, где на борту организован «нефрологический центр в миниатюре». Однако сама по себе процедура гемодиализа – дорогое удовольствие. Так, в Греции один сеанс стоит около 200 евро. Обычно диализ необходим через сутки, но иногда и через 2-3 дня. «Амадэль Тур» договаривается для своих клиентов о графике проведения процедур, но никаких комиссионных за это не берет.
«Гемодиализные больные – обычные люди. Они работают, ведут активный образ жизни. Среди них достаточно людей, которые вполне могут себе позволить отдых у моря, как и многие другие наши сограждане. А наша задача – обеспечить им доступ к необходимой им медицинской помощи, поясняет Татьяна. При этом хочу добавить, что наши клиенты-колясочники в большинстве своем тоже активные люди. Это вовсе не беспомощные, а сильные и целеустремленные личности. О судьбе многих из них можно было бы писать романы. Кто-то путешествует, ездит на экскурсии. Кто-то танцует в коляске. Кто-то прыгает с парашютом! Много тех, кто раньше занимался спортом и получил травму или пострадал в автокатастрофе, но не сдался, а продолжает трудиться. Они вполне платежеспособны неплохо зарабатывают, реализуются в профессиональном плане, ведут бизнес. И у них должна быть возможность полноценно отдыхать».
Однако неверно было бы утверждать, что сильная воля и стремление к преодолению недуга всегда связаны с материальным достатком. Хочется, чтобы право на цивилизованный отдых было у всех инвалидов. «Амадэль Тур» по мере сил собирается решать и эту проблему. Руководство компании приняло решение, что после подведения финансовых итогов года будет выделяться «десятина»: десятую часть прибыли агентство направит на то, чтобы спонсировать поездки тех инвалидов, у кого нет средств, чтобы полностью оплатить дорогостоящую путевку.
Большие планы
Компания «Амадэль Тур» прошла большой путь на пути к социальному туризму, и все-таки впереди еще много дел. Полученный от Фонда «Наше будущее» беспроцентный заем на пять лет позволит перечислить отелям-партнерам значительный депозит, имея который, те смогут предоставлять агентству конкурентные цены. Также средства Фонда пойдут на увеличение штата и расширение направлений деятельности. Можно будет заняться поиском новых контактов и созданием региональной сети. Сейчас партнеры в регионах у «Амадэль Тур» уже есть, но их немного – в целом же потенциал для продвижения инватуризма в разных субъектах федерации и в ближнем зарубежье огромен. «Скажем, представители реабилитационного центра из Новороссийска сами вышли на нас, и теперь мы готовим программы сотрудничества», приводит пример директор агентства.
Конечно, в планах агентства и развитие новых туристических направлений, поиск новых курортов, предлагающих достойные условия для отдыха. «Очень хотелось бы наладить и национальное направление. В России множество красивых мест, но инфраструктуры для путешествий инвалидов здесь по-прежнему нет, говорит Татьяна. Эту проблему турагенствам, да и вообще малому бизнесу не решить – необходимы значительные инвестиции».
Те немногочисленные российские компании, которые работают в сфере инватуризма, хорошо знакомы друг с другом и скорее сотрудничают, чем конкурируют. Кто-то специализируется на экскурсионных программах в нашей стране, к примеру, организует туры по Золотому кольцу, кто-то на зарубежных поездках. Предложения разнообразные, но в целом их пока мало.
«Мы будем искать новые варианты, подбирать новые страны и новых надежных партнеров. В наши планы входит также создание совершенно нового продукта – туров для слабовидящих и слабослышащих. На Западе для них уже есть много интересных программ. Мы, как всегда, отстаем, но будем догонять!», заключает Татьяна Уртаева.
Татьяна Уртаева, генеральный директор ООО «Амадэль Тур», www.amadel.ru
• Работает в туристическом бизнесе с 1991 года. • Социальным туризмом занимается с 2006 года. • Основное направление деятельности компании – организация отдыха за рубежом, и паломнических туров по России и зарубежью. • Социальное направление – организация реабилитации и курортного отдыха инвалидов-колясочников и людей, страдающих хронической почечной недостаточностью.
Автор: Ирина Крейнина
Дата публикации: 10 июля 2012
#инватуризм #социальный туризм #инватуризм с амадэль тур #наталья уртаева #москва1273 97