Как грибы помогают создавать из отходов новые вещи
История проекта SPAWN началась три с небольшим года назад. С идеи «перерабатывать неперерабатываемое» – целлюлозосодержащие композитные и, как правило, грязные отходы: одноразовую посуду, окурки, чеки. И не просто перерабатывать, а с помощью уникальной технологии – используя мицелий грибов. А позже пришло понимание, что из полученной в процессе переработки органической массы можно создавать новые вещи, например предметы мебели.
Как это происходит? Грибы, смешанные с измельчёнными отходами, помещаются в молд – многоразовую форму нужной конфигурации, где они растут, заполняя форму, и превращаются в результате в нужное изделие: стул, стол, подставку, органайзер и многое другое.
О том, как зелёный проект стал коммерчески успешным, порталу «Новый бизнес. Социальное предпринимательство» рассказала основатель SPAWN Дарья Токарева.
– Как у Вас, промышленного дизайнера по образованию, получилось не только придумать такой необычный проект, но и понять, как его реализовать?
– Когда мне в голову пришла идея создания и использования такой технологии – по переработке отходов мицелием, я, конечно, начала искать человека из сферы биотехнологий. И нашла будущего партнёра – Артёма Баркова, биотехнолога с многолетним опытом, который не просто проконсультировал меня как научный сотрудник, но и заинтересовался проектом. Мы стали тестировать его коллекции штаммов грибов – в таком, достаточно свободном, формате – после работы. А позже поняли, что у нас может получиться проект не просто экологический, но и интересный с точки зрения коммерциализации. При проведении экспериментов заметили, что мусор, который мы смешиваем с грибами в пробирках, приобретает форму пробирок. И подумали, что можно не просто получать органику, но и производить из неё изделия, которые можно продавать, и начали это делать.
То есть сначала мы практически вручную, за счёт собственных средств, «собрали» свою лабораторию. А в 2023 году открыли опытное производство и начали реализовывать первые заказы. Пока выпускаем мелкосерийную продукцию для крупных заказчиков, но за 2024 год мы расширимся до полноценного производства массового продукта, представленного в каталоге, который хотим составить. Спрос на продукцию есть: бывали ситуации, когда мы не могли принять новые заказы из-за ограниченности мощностей. Так мы поняли, что наше производство уже переросло формат уникальной мастерской и его точно нужно расширять. Привлекли инвестиции на эти цели и сейчас находимся в поисках нового производственного помещения.
– А грантовые деньги получалось привлечь, когда запускали проект?
– С грантами было очень сложно – из-за нашей специфики не так много программ нам подходит. Заявки на участие в тех, где мы вроде бы соответствовали всем критериям, подавали, но получить эти гранты не удавалось по непонятным для нас причинам.
Но всё же несколько программ нам помогли. В самом начале своего пути мы получили 70 тысяч рублей на конкурсе «Мой импакт», для нас тогда это были неплохие деньги.
Потом нам было предоставлено 50 тысяч рублей на патентное депонирование – что-то типа государственного микрогранта с последующим отчётом.
Когда нам не хватало денег на закупку оборудования в лаборатории, Сбер выделил нам 750 тысяч рублей, в тот момент это было чудом!
И уже летом прошлого года наш проект получил 5 миллионов рублей на развитие после форума «Сильные идеи для нового времени» – он вошёл в топ-10 лучших инициатив, отобранных экспертным советом форума в 2023 году, а мы лично выступили перед президентом России. Эти деньги потратили на оборудование.
– Нужное оборудование есть в России?
– Отчасти нам повезло: оборудование, которое можно купить, есть в России, оно производится без импортных деталей, с ним проблем нет. Но такого оборудования у нас примерно половина, другую половину мы собирали своими руками, потому что купить было либо слишком дорого, либо просто невозможно – чего-то из того, что нам требовалось, не существовало в принципе. Поэтому мы сами вместе с инженерами, хорошими друзьями проекта, придумывали, тестировали, адаптировали.
То есть, по сути, параллельно разработке технологии создавали оборудование для её применения. И до сих пор какое-то модернизируем, используем, потому что купить его просто негде.
– Технология, которую вы разработали, запатентована?
– Мы прошли процедуру патентного депонирования с рабочими штаммами грибов, так что теперь это наша зарегистрированная интеллектуальная собственность. Сейчас ещё более 10 заявок на патенты: на технологии, другие штаммы, конечные продукты – в стадии составления и рассмотрения.
– А какая продукция пользуется набольшим спросом?
– Разная, зависит от заказчика. Вообще очень часто спрашивают о сувенирах. Так что в этом году решили сделать каталог сувениров, но не «пылесборников» – статуэток и подобного, а именно функциональных. Будем изготавливать подставки, портативные зарядки – что-то такое, что можно подарить, и чем можно пользоваться.
– Расскажите, пожалуйста, есть ли какие-то рекомендации по уходу за продукцией и как её утилизировать по истечении строка эксплуатации.
Если мы говорим о бытовых изделиях, мебели: столах, стульях и т. д., то нужно понимать, что наш материал очень сильно похож на древесину – по сути, это мёртвая органика. Он пористый, поэтому при проникновении влаги в поры может образоваться плесень. Все мы знаем, что если поцарапать деревянный стол и оставить во влажном месте, он очень быстро покроется плесенью. С нашими изделиями – то же самое, поэтому, чтобы продлить им жизнь, покрываем их лаками или красками. И повреждать покрытие, соответственно, не рекомендуется. Ставить мебель в какие-то очень влажные помещения: бассейн, сауну – тоже, если она изначально под это не разрабатывалась. В остальном уход простой: протирать сухой либо слегка влажной тканью.
Поскольку все такие предметы – с покрытиями, они не биоразлагаемые. Но мы, конечно, можем их переработать по своей же технологии и рассказываем заказчикам, что они по окончании срока эксплуатации изделий могут привезти их нам на переработку. Более того, просим это делать.
Каков срок службы, пока просчитывали, разумеется, только в рамках гипотезы (поскольку не так давно запустили производство) – по расчётам инженеров, минимум 10 лет должны служить изделия при адекватной эксплуатации.
Недавно начали работать ещё в одном направлении – над созданием упаковки и урн для праха. Они уже не покрываются вообще ничем, поэтому полностью биоразлагаемы, это чистая органика.
– Основной доход проекта – от продажи готовой продукции?
– Да. Себестоимость наших изделий ниже, чем у аналогичных предметов из пластика и дерева. Мы не покупаем сырьё – отходы нам привозят или передают компании, с которыми мы работаем, они же, получается, платят и за логистику. У них есть выбор: заплатить за вывоз таких отходов оператору или потратить эти деньги на то, чтобы привезти их к нам. Но выбирая нас, а не полигон, можно получить такую своего рода зелёную галочку за работу с экологическим проектом. Поэтому компании, особенно крупные, нацеленные на расширение клиентской базы, привозят отходы к нам и повышают таким образом уровень лояльности своих клиентов.
– Отходы принимаете только у бизнеса, с населением не работаете?
– Да, пока работаем именно с организациями. И в настоящее время в основном с одним видом отходов – целлюлозно-пластиковой посудой. В какой-то момент отошли от переработки чеков и окурков – их очень нерентабельно собирать. Можно, конечно, устроить какую-то акцию по сбору, но есть чёткое понимание, что в итоге получим всего несколько килограммов таких отходов, и всё. А та же одноразовая посуда – очень распространённый тип отходов, поэтому сосредоточились на работе с ней. Когда-нибудь, когда сможем себе это позволить по логистике, вернёмся к чекам и окуркам и ещё расширим перечень того, что можем перерабатывать.
Тут стоит отметить и нашу социальную работу. Мы (без оплаты) устраиваем акции по сбору сырья в школах и вузах. Это направление тоже хотелось бы развивать.
– Вы уже упомянули, что производство в Санкт-Петербурге будет расширяться. В других регионах не планируете работать?
– У нас есть концепция развития на пять лет – как на российском рынке, так и на зарубежных. В первую очередь будем укреплять позиции в России. В планах – открыть в ближайшие годы нескольких производств в разных регионах страны. И уже после этого выходить на рынки Вьетнама, Индии, Китая и ряда других государств.
Кстати, зарубежные заказчики у нас уже есть. Сейчас работаем с очень крупной международной косметической компанией, которая узнала о проекте по сарафанному радио – от своих коллег, которые увидели нас на одном из форумов и захотели с нами поработать.
– То есть мероприятия помогают найти новых заказчиков?
– Безусловно. При этом важно понимать, что есть несколько целей, в соответствии с которыми мы выбираем мероприятия, где присутствуем. Есть форумы, конференции, куда ходим для того, чтобы привлечь новых заказчиков и иногда инвесторов. Есть другие – влияющие на узнаваемость, позволяющие сформировать определённый медиаслед: материалы о нас полезны для продвижения нашего корпоративного бренда.
И отдельно я бы обратила внимание на мероприятия с социальным эффектом – обучающие, просветительские. Часто выступаем перед молодой аудиторией, в том числе в образовательных учреждениях, – читаем короткие или полноценные лекции (в зависимости от задач), проводим мастер-классы.
Так что мы всегда открыты к коммуникациям, сотрудничеству – рассматриваем все поступающие идеи и предложения.
А ещё, поскольку мы сейчас ищем оптимальное помещение для расширения производства, будем рады помощи в поиске свободных арендных площадей.
От редакции
В этом году проект SPAWN был номинирован на премию «Импульс добра», учреждённую Фондом «Наше будущее».
Фотографии предоставлены Дарьей Токаревой.
Автор: Мария Шувалова
Дата публикации: 30 мая 2024
#социальное предпринимательство #фонд наше будущее #социальный бизнес #социальные проекты по экологии #поддержка социального предпринимательства675 1