Как статья о пользе сна под тяжёлым одеялом повлияла на развитие сенсомоторной интеграции
В этом году победителем Премии «Импульс добра» в номинации «Лучший социальный предприниматель России» стала Зоя Васильева, генеральный директор компании «Сова-Нянька». Предприятие – первый в стране производитель профессионального оборудования для сенсомоторной интеграции, которое используется для коррекционных и развивающих занятий с детьми, а также ведущий научно-методический центр, развивающий это направление.
О том, что же такое сенсомоторная интеграция, почему «Сова-Нянька» решила ею заняться и как с ней связаны тяжёлые одеяла, поговорили с Зоей Васильевой.
От домашней фабрики к полноценному производству
История компании «Сова-Нянька», которая производит продукцию с не менее интересными названиями, например «Одеяло Совы», «Соволёт», «Яйцо Совы», «Дом Совы», началась в 2014 году. Илья Коробков, авиационный инженер по образованию, прочитал в интернете статью о том, что тяжёлое одеяло улучшает качество сна и решил проверить эту теорию. Для этого одеяло пришлось сшить самому – в России подобной продукции на тот момент не было.
Сшитое в домашних условиях одеяло показало себя хорошо – качество сна Ильи действительно улучшилось. А ещё у него появилась бизнес-идея: запустить производство утяжелённых одеял. Сначала покупателями продукции домашней швейной фабрики были друзья и знакомые, но постепенно о ней узнали родители детей с нарушениями в развитии и специалисты, которые, работая с такими детьми, используют в том числе методику сенсорной интеграции.
На чём основан эффект от использования утяжелённых вещей, очень хорошо рассказано в блоге «Совы-Няньки». Если кратко – на принципах работы нашей вегетативной нервной системы, которая отвечает за то, как наш организм реагирует на внешнее воздействие. Она состоит из двух подсистем: симпатической и парасимпатической. Симпатическая переводит организм в режим «боевой готовности» и включается, например, когда нужно быстро среагировать на какой-то внешний фактор или когда мы занимаемся спортом, процесс сопровождается активной выработкой адреналина. Если симпатическая нервная система активна продолжительное время, человек становится тревожным и раздражительным, быстро устаёт, плохо спит и теряет аппетит.
За расслабление отвечает парасимпатическая система – когда она активна, вырабатываются эндорфины, дыхание становится глубже, мышцы расслабляются. Активировать её можно с помощью глубокого давления – сенсорного воздействия в форме мягких, но ощутимых действий: объятий, надавливания, поглаживания. На это и направлены утяжелённые вещи, в том числе одеяла, которые выпускает «Сова-Нянька», – они помогают расслабиться детям с особенностями развития и нарушениями сенсорной интеграции, у которых почти всё время активна симпатическая нервная система.
Общение с родителями таких детей и специалистами по коррекционной работе показало, что спрос на подобную продукцию есть, а для её выпуска необходимо уже полноценное производство.
В 2015 году было зарегистрировано ООО «Сова-Нянька», в команду приглашены профессионалы в сфере менеджмента, в том числе Зоя Васильева, которая возглавила компанию, и непосредственно специалисты в области швейного дела, что позволило расширить линейку создаваемой продукции.
В 2016 году начался этап активного развития компании и выпуск первых в России подвесных тренажёров, которые используются при проведении занятий по методике сенсомоторной интеграции. «Соволёты» – это сенсорные гамаки, которые раскачиваются и вращаются в разных направлениях и плоскостях, позволяют тренировать вестибулярный аппарат и помогают детям лучше осознавать положение своего тела в пространстве.
А ещё, поскольку во многих дошкольных и школьных учреждениях возникла проблема с креплением таких подвесных тренажёров, «Сова-Нянька» создала полноценное автономное пространство для занятий – компактный сенсорно-динамический зал «Дом Совы». В него входят быстровозводимая металлоконструкция, защитное покрытие и набор специализированных подвесных тренажёров.
Несмотря на то что «Дом Совы» был разработан по запросам специалистов и с их методологической поддержкой, продавался он поначалу не очень активно. В 2016–2017 годах его продажи составляли менее 10 % от общего объёма реализованной продукции компании. Но уже в 2019 году более 70 % общей выручки компании было получено именно от продажи оборудования для сенсорно-динамических залов.
При этом процесс доработки и совершенствования «Дома Совы», с тем чтобы сделать его максимально лёгким, прочным и простым в эксплуатации, продолжался около шести лет, отмечает Зоя Васильева.
Это принципиальная позиция компании – учитывать при выпуске продукции интересы всех лиц, которые используют оборудование: детей, их родителей, взрослых, которые сами пользуются тренажёрами, и специалистов, применяющих изделия в работе. Причём поскольку компания выбрала для себя в качестве основного направления производство изделий для работы именно с детьми с особенностями, в том числе с расстройствами аутистического спектра, детским церебральным параличом, тяжёлыми нарушениями речи, синдромом дефицита внимания и гиперактивности, при разработке новых тренажёров и доработке существующих обязательно выясняется, смогут ли такие дети ими пользоваться.
«Если специалисты говорят нам, что дети с особенностями не смогут пользоваться тренажёром по такой-то причине, мы или останавливаем его разработку, если речь идёт о новом изделии, или возвращаемся к предыдущей версии тренажёра. То есть даже в случае, когда понимаем, что могли создать более технологически совершенное решение, но для особой среды эти доработки не нужны, остаёмся с более простым вариантом», – подчёркивает Зоя Васильева.
Научно-методическая работа
Разумеется, чтобы занятия на оборудовании для сенсомоторной интеграции приносили ощутимую пользу, они должны проводиться в соответствии с инструкцией или методикой, разработанной специалистом в этой области. Это прекрасно понимали и сотрудники «Совы-Няньки», и их клиенты – в компанию стабильно поступали соответствующие запросы. Поскольку специалистов, владеющих такими методиками, не только в Санкт-Петербурге, где находится компания, но и в России в целом не много, в 2018 году было принято решение о создании собственного научно-методического центра «Сова-Нянька».
Специалисты центра разработали метод развивающей и коррекционной работы с детьми, основанный на принципах сенсомоторной интеграции, с использованием продукции компании – «Совопрактика» – и методические пособия по его применению.
Для покупателей оборудования сотрудники научно-методического центра регулярно проводят обучающие семинары по работе с тренажёрами и использованию метода «Совопрактика».
С 2021 года «Сова-Нянька» организует ежегодные научно-практические конференции «Сенсомоторная интеграция: современные пути развития в психологии и медицине». Основная цель мероприятия – объединить усилия высококвалифицированных специалистов в области реабилитации, нейропсихологии, коррекционной педагогики, детского развития и медицины в направлении сохранения здоровья и гармоничного развития детей в условиях современного мира.
В этом году мероприятие состоится 3–5 октября, среди спикеров – Татьяна Черниговская, профессор кафедры общего языкознания, заведующая лабораторией когнитивных исследований и кафедрой проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук СПбГУ, Рифкат Мухамедрахимов, доктор психологических наук, заведующий кафедрой психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей СПбГУ, и другие ведущие специалисты в сфере реабилитации, нейропсихологии, коррекционной педагогики, детского развития и медицины.
В 2021 году начал работу детский центр сенсомоторной интеграции «Сова-Нянька». Занятия в нём ведутся как в групповом, так и в индивидуальном формате, и приходят на них самые разные дети.
«Это и особые, имеющие медицинские диагнозы, дети, и малыши, которых относят к так называемой «условной норме». У таких ребят нет зафиксированных диагнозов, однако имеются определённые трудности, например в общении, обучении, или присутствуют страхи, неуверенность в себе, невнимательность, неуклюжесть. Мы проводим диагностику сенсомоторных сфер (сенсомоторная интеграция – это такой базис, фундамент, на который дальше психическое и физическое развитие ребёнка надстраивается), и нередко выясняется, что есть проблемы именно там. Благодаря занятиям в центре проблемы уходят. Очень здорово, что многие родители понимают: далеко не все трудности малыша можно списать на возраст – и не отмахиваются от проблем, чувствуют, что ребёнку нужна помощь, и приходят к нам», – говорит Зоя Васильева.
Кроме того, в 2022 году «Сова-Нянька» получила лицензию на осуществление образовательной деятельности и открыла центр повышения квалификации специалистов по направлению «сенсомоторная интеграция». Обучение в нём прошли уже более 100 человек.
Есть ли проблемы у лидера отрасли?
У «Совы-Няньки» впечатляющая клиентская база: за 2022–2023 годы произведённое компанией оборудование приобрели более чем 200 школ и дошкольных образовательных учреждений, 70 благотворительных фондов, 50 организаций, оказывающих медицинскую и социальную помощь, 300 частных детских центров, 800 семей с детьми. Помимо России, изделия поставляются за границу, в том числе в Беларусь и Казахстан.
За 10 лет работы значительно расширился коллектив: в 2015 году он состоял из семи человек, сейчас в подразделениях компании – более 80 сотрудников.
Развивается и само направление сенсомоторной интеграции в России. Когда «Сова-Нянька» начинала свою работу, об этом направлении в стране знали единичные специалисты, а отечественного оборудования для работы не было совсем. Поэтому единственно возможным вариантом приобретения была покупка за рубежом.
Сейчас всё больше специалистов используют в своей работе методы сенсомоторной интеграции – конференция, которую организует «Сова-Нянька», не может принять всех желающих, и соответствующий сегмент рынка развивается, на нём появляются новые игроки.
Правда, конкуренция не всегда добросовестная – с этой проблемой «Сова-Нянька» периодически сталкивается, участвуя в электронных торгах на поставку оборудования в бюджетные учреждения. «Бывает так, что цена опускается ниже минимально возможной для поставки нашей продукции. В итоге заказчик, ориентированный на наше оборудование, получает реплики низкого качества от недобросовестного конкурента. Изготовить качественный продукт по заниженной цене невозможно», – отмечает Зоя Васильева.
А иногда клиенты, покупая оборудование, и вовсе не знают, что приобрели продукцию не «Совы-Няньки» – о таких случаях компания узнаёт, получая обратную связь от тех, кто купил подделку. Именно поэтому с 2021 года «Сова-Нянька» ведёт активную работу по защите своей интеллектуальной собственности, регистрирует товарные знаки на всю продукцию – это помогает защищать интересы и компании, и покупателей, в том числе в судебном порядке добиваться прекращения некачественного копирования товаров недобросовестными конкурентами.
Ещё одна проблема, с которой сталкивается компания, – кадровая. Найти сотрудников непросто для всех подразделений. Так, на закрытие новых вакансий швейного производства в связи с активным его развитием потребовалось более года.
В научно-методическом центре появилась своя кузница кадров: студенты санкт-петербургских вузов, в которых преподают сотрудники центра «Сова-Нянька», проходят практику в компании, и те из них, кому действительно интересно это направление, остаются работать в научно-методическом центре.
И, наверное, самая сложная задача – подбор сотрудников детского центра. «Всё же основной контингент деток, которые к нам приходят, – это дети с особенностями. И работать с ними очень непросто – они требуют особого внимания и особой подготовки специалистов. Поэтому мы почти всегда находимся в поиске необходимых нам сотрудников», – рассказывает Зоя Васильева.
О целях на будущее и значимости статуса социального предприятия
Среди целей, которые «Сова-Нянька» ставит перед собой на перспективу, – создание сети детских центров. Для этого требуются свободные ресурсы – финансовые и кадровые.
Сейчас компания старается не использовать заёмные средства, в развитие инвестируется вся получаемая прибыль. Единственное исключение – комплексные поставки оборудования в детские учреждения. В такие заказы организации включают сразу несколько запросов: на продукцию компании «Сова-Нянька» и, к примеру, специализированное интерактивное оборудование. Соответственно, чтобы выиграть торги и стать поставщиком, компании нужно докупить интерактивное оборудование у сторонних поставщиков. В этом случае привлекаются заёмные средства.
Есть также планы по открытию представительств компании в разных городах. Подобный опыт был, представительство «Совы-Няньки» работало в Москве на базе Центра нейропсихологического сопровождения: оборудование компании можно было протестировать, получить консультацию специалиста и приобрести. «Сова-Нянька» хочет работать в регионах, используя подобную модель, но для этого нужны дополнительные средства.
Компания задумывается о привлечении инвестиций. Учитывая, что импакт-инвестирование в стране развивается, а «Сова-Нянька» – лидер в своём направлении, можно предположить, что найти инвесторов будет не так сложно. Но к их отбору учредители компании будут подходить очень внимательно, так как хотят сохранить «Сову-Няньку» именно такой, какой она создавалась, – со своей философией и тёплыми отношениями внутри команды. И названием, которое сначала удивляет потенциальных партнёров и клиентов, но точно запоминается.
Кстати, вхождение в Реестр социальных предприятий тоже было обусловлено в первую очередь тем, как сама компания видит свою деятельность. «Это статус, которому мы соответствуем на 100 %, мы сами для себя определили: социальное предпринимательство – это наша сфера деятельности», – подчёркивает Зоя Васильева. – Преимущества, которые даёт статус, – неплохие. У нас есть возможность участвовать в конкурсах на получение грантов. И хотя речь идёт о не очень значимых суммах, даже небольшая финансовая помощь становится подспорьем для бизнеса. А информационная и консультационная поддержка социальных предприятий не менее важна, чем финансовая».
По словам Зои Васильевой, проблем с включением производственного подразделения в Реестр социальных предпринимателей не было. Сложнее было получить статус социального предприятия для научно-методического центра, но и это удалось. Так что обе организации, входящие в группу компаний «Сова-Нянька», – социальные предприятия с официально подтверждённым статусом. А их руководитель, подчеракнём это ещё раз, – лучший социальный предприниматель России.
«Победа в Премии «Импульс добра» очень значима для нас. В первую очередь она означает признание обществом тех проблем, которые мы решаем, и нашей роли в изменении ситуации – для нас это большое достижение, – поделилась эмоциями Зоя Васильева. – Я считаю, что Фонд «Наше будущее» действительно меняет мир к лучшему. Социальный бизнес очень уязвим, а поддержка, которую оказывает фонд, помогает предпринимателям справляться с теми проблемами, с которыми они сталкиваются. За что ему огромное спасибо».
Фотографии предоставлены компанией «Сова-Нянька».
Автор: Мария Шувалова
Дата публикации: 15 августа 2024
#социальное предприятие #дети #социальное предпринимательство #фонд наше будущее #поддержка социальных предпринимателей881 4