Действуют локально, а цели глобальны
В 2015 году главы государств, собравшись в штаб-квартире ООН, провозгласили 17 главных целей "устойчивого развития" человечества до 2030 года. Все они так или иначе связаны с избавлением от нищеты и решением экологических проблем. Большие цели достигаются малыми средствами. Рассмотрим, как конкретные социальные предприятия помогают выполнять миссию, провозглашенную Объединенными Нациями.
Стоит отметить, что многие отечественные эксперты считают перевод английского выражения sustainable development как "устойчивое развитие" не вполне точным. Скорее подходит "гармоничное" ("правильное", "равномерное", "сбалансированное") развитие. То есть это такой путь человечества, который сочетает разумное движение вперед – в экономике, науке и технике – с учетом взаимных интересов разных групп людей, а также сохранением природной среды.
Цель: повсеместная ликвидация нищеты во всех ее формах.
Проект: «Веселый войлок»
Рыбинск – районный центр Ярославской области, довольно крупный приволжский город с населением 200 тысяч человек. Несмотря на наличие больших промышленных предприятий (например, завода "Рыбинские моторы"), местная экономика вплоть до конца "нулевых" находилась в упадке. Особенно нелегко пришлось неработающим многодетным и одиноким мамам. В 2008 году двое художников из Санкт-Петербурга, Павел Гаврилов и Лия Виснапу, взяв в Фонде "Наше будущее" беспроцентный заем, создали творческую мастерскую "Веселый войлок". Здесь производят оригинальные авторские игрушки и сувениры из войлока, а также панно с изображением ангелочков. Павел придумывает эскизы, а его супруга Лия занимается обучением мастериц-надомниц. Мастерская снабжает их материалами и занимается продажей изделий. Забавные игрушки и сувениры "Веселого войлока" охотно раскупают в крупных городах России и за рубежом. Бывают и корпоративные заказы.
По словам Лии Виснапу, работу в "Веселом войлоке" многие рассматривают и как способ поправить свое материальное положение, и как развивающую творческую деятельность. Так среди мастериц "Веселого войлока" есть мама шести детей, долгие годы мечтавшая заняться рукоделием. С учетом домашних забот для нее это была непозволительная роскошь. Работа с войлоком помогает получать дополнительный доход и заниматься любимым хобби.
Формат "Веселого войлока" позволяет надомным мастерицам достаточно комфортно совмещать домашние заботы с работой – в среднем они трудятся по 2–3 часа в день, получая, в зависимости от производительности и опыта, от 8 до 16 тысяч рублей в месяц. С учетом неполной занятости и по меркам Рыбинска – неплохо. За десять лет работы "Веселого войлока" новую профессию освоили более 100 жительниц этого приволжского города.
Цель: обеспечение открытости, безопасности, жизнестойкости и устойчивости городов и населенных пунктов.
Проект: туристическая компания для людей с инвалидностью "Либерти"
Компания "Либерти" создана Марией Бондарь и Натальей Гаспарян в Санкт-Петербурге в 2004 году. Первые пять лет компаньоны в основном занимались организацией экскурсий по северной столице и ее окрестностям для людей, ограниченных в движении.
Сегодня компания принимает гостей из России и зарубежных стран. Поскольку туристические услуги для людей с ограниченными возможностями стоят дорого, Мария и Наталья остановились на следующей социальной бизнес-модели: прибыль получают от платежеспособных туристов из-за рубежа, а россиян обслуживают по себестоимости. Сегодня "Либерти" не только принимает туристов в Санкт- Петербурге, но и организует туры в Москву, по Золотому кольцу, в Пушкинские Горы, Калининград, Казань и Коломну, а также вывозит российских путешественников с инвалидностью в другие страны. Благодаря "Либерти" тысячи россиян с ограниченными возможностями увидели свою страну и мир. В 2017 году услугами компании воспользовались более 1000 туристов. Примерно 60% из них – зарубежные гости.
"Либерти" – одна из первых российских компаний, специализирующихся на инватуризме. Во многом благодаря усилиям этой команды городская среда Санкт-Петербурга стала дружелюбнее к инвалидам. "Раньше на экскурсиях мы повсюду возили с собой большой сорокакилограммовый переносной пандус, – вспоминает Наталья Гаспарян. – Сейчас такая необходимость отпала – все музеи и основные туристические объекты города приспособлены для приема людей на колясках. Впрочем, остаются проблемы доступных туалетов и гостиничных номеров". Изменения в лучшую сторону, по словам Гаспарян, происходят и в других городах. Основатели "Либерти" фиксируют ежегодное увеличение спроса на туристические услуги со стороны россиян с инвалидностью.
Цель: обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех.
Проект: "Школа искусств XXI века"
В 2012 году музыкант, выпускник московского училища им. Гнесиных Владимир Четвериков открыл в Череповце (Вологодская область) частную Школу современного творчества "Мастер-класс". Здесь учат музыке, но учат совсем не так, как в классических музыкальных школах. Во-первых, здесь не надо сдавать экзамены, проходить определенное количество часов сольфеджио. Даже ноты ученики осваивают только тогда, когда сами понимают, что без них – никак. Главное же – музыка во всех ее видах: помимо традиционного обучения игре на инструментах и пению, в "Мастер-классе" можно научиться компьютерному музыкальному программированию, азам звукорежиссуры и аранжировки, технике речи. Работает "Школа диджеев" и собственная студия звукозаписи. В качестве выпускных экзаменов – концерты перед аудиторией.
Основная миссия проекта, по словам его автора Владимира Четверикова, – снять лишние барьеры между музыкальным образованием и теми, кто хотел бы его получить. В школе Четверикова к музыке приобщаются непринужденно, с удовольствием и в индивидуальном порядке. Кроме того, как утверждает Владимир, есть еще одна, но очень важная социальная миссия: работа в школе позволяет малооплачиваемым провинциальным музыкальным работникам существенно пополнить свой семейный бюджет.
Другое отличие от классических музыкальных школ – отсутствие возрастного ценза. В "Мастер-классе" учатся "и пионеры, и пенсионеры". Сюда можно прийти как профессиональному музыканту – повысить квалификацию, так и человеку с полным "музыкальным нулем". Принцип "учиться никогда и никому не поздно" заложен в самой концепции школы Владимира Четверикова.
Цель: обеспечение наличия и рациональное использование водных ресурсов и санитарии для всех.
Проект: "Дедал" – чистая вода для всех"
Как сказал автор проекта директор компании "Дедал" Камиль Бакиров: "Этого бизнеса просто не было бы, если бы из кранов текла хорошая вода".
Качество воды из крана – проблема большинства городов России. Хочешь пить чистую, здоровую воду – иди в магазин, покупай бутилированную (и то – как повезет). Однако не все могут позволить себе пить привозную воду. К тому же в Самарской области, где живет Бакиров, как и во всем регионе Средней и Нижней Волги, каждые несколько лет случаются засухи – пересыхают колодцы и вода становится дефицитом.
В 1994 году вышедший на пенсию военный летчик Камиль Бакиров создал компанию "Дедал", которая занимается проектированием, установкой и обслуживанием промышленных систем очистки воды. Досконально изучив все возможности превращения водопроводной воды в питьевую, Бакиров с коллегами-инженерами изобрел автомат по разливу питьевой воды, соответствующей самым строгим санитарным нормам. Принцип прост: внутри металлической коробки установлены фильтры, они подключены к обычному водопроводу. Вода не застаивается, не хранится, не перевозится. Еще есть обогреватель, чтобы автомат исправно выдавал воду зимой и купюроприемник – один литр чистой питьевой воды стоит 3 рубля. Это намного дешевле любой марки бутилированной воды и доступно практически всем. Проект не только социальный, но и коммерческий, ведь себестоимость одного литра – порядка 1 рубля. У конкурентов, где воду привозят в цистернах и разливают через киоски с продавщицами, издержки выше. Сегодня автоматы "Дедал" стали привычным антуражем многих магазинов и учреждений Самары и области. Камиль Бакиров подсчитал, что на 5000–7000 человек нужен один автомат по очистке и розливу воды. Самаре с ее тремя с лишним миллионами человек нужно не меньше 450 таких автоматов, а по России – свыше 20 тысяч. Громадный рынок и великое дело – обеспечить всех чистой водой.
Автор: Кирилл Ольгинский
Дата публикации: 13 апреля 2018
2432 91