«Mr. Зефир». По канонам гостеприимства

Гостеприимство всегда было русской национальной чертой. Выпускник Лаборатории социального предпринимательства Фонда «Наше будущее» Павел Позин еще раз подтвердил это, открыв классический, но при этом совершенно нетипичный для центра Москвы хостел на Чистых прудах.

Проблема дефицита отелей в столице, как и в большинстве регионов России, вроде бы изжита. Однако далеко не всем гостям города по карману платить по 150–200 долларов и выше за сутки размещения в гостиницах уровня 4–5 звезд. Можно, конечно, найти варианты дешевле, но на окраине и с сервисом невысокого качества.

Отель по понятиям

«Если в центре практически любого европейского города есть бюджетные отельные сети, в Москве трехзвездные гостиницы находятся, как правило, за пределами Третьего транспортного кольца, – сетует Павел Позин. – То же самое с хостелами — в столице их даже меньше, чем в Санкт-Петербурге, хотя по численности населения и турпотоку Москва далеко впереди. При этом условия проживания в таких местах размещения зачастую не позволяют назвать их качественным жильем. Для нижнего ценового сегмента столичного гостиничного рынка вообще характерна серьезная подмена понятий. Если в Европе хостел — это по большому счету гостиница уровня две звезды с той лишь разницей, что номера рассчитаны на несколько человек, у нас это, скорее, общежитие. И в нем нет ни администратора, ни регулярной уборки помещений и смены постельного белья, не говоря уже о такой опции, как завтраки».

В палитре московских хостелов Павел и его компаньон Александр Ориновский разобрались досконально. Изучив предложения в интернете и исколесив Москву, они выяснили, что из более чем 300 официально зарегистрированных хостелов максимум 20% могут претендовать на этот статус. «Остальные — «мини-общаги», то есть квартиры, заставленные до потолка металлическими кроватями, на которые брошены матрасы. И живут там, как правило, гастарбайтеры, – уточняет начинающий предприниматель Павел Позин. – Мы же решили сделать классический хостел - такой, какие видели в Стокгольме, Тель-Авиве и других прогрессивных мегаполисах. Тем более что в Москве на этом рынке интересная конкурентная среда. Кроме того, мы учли тот факт, что россияне стали меньше ездить за границу и выбирают для путешествий крупные города страны, среди которых столица, разумеется, на первом месте».

Точка опоры

Эти вводные легли в основу бизнес-модели хостела «Mr. Зефир». Большую поддержку оказал бесплатный курс, который будущий хостельер прослушал в Лаборатории социального предпринимательства, созданной Фондом «Наше будущее». «Самое ценное, что я вынес из курса, — построение бизнес-плана. Эти знания и легли в основу нашего проекта, – говорит Павел Позин. – Мы не делаем революцию, но стремимся к тому, чтобы наш хостел полностью соответствовал стандартам. На мой взгляд, очень важно дать возможность людям с ограниченным бюджетом качественно жить и путешествовать. Кроме того, мы вносим лепту в развитие туристической инфраструктуры города. Ведь как театр начинается с вешалки, так лицо города определяют для приезжих его гостиницы».

В планах основателей «Mr. Зефир» и непосредственно социальная работа. По просьбе одного из благотворительных фондов они готовы селить в хостеле на безвозмездной основе родителей детей, приехавших в Москву за специализированной медицинской помощью. Рады здесь также будут принять участников различных конференций и проектов социальной направленности. А недавно начали эксперимент по приему на работу обучающихся гостиничному бизнесу студентов. «Результатом довольны и планируем продолжать эту практику», – уверяет Павел.

Метаморфозы ночлежки

В качестве консультантов Позин и Ориновский привлекли в проект профессионалов, развивающих в столице и регионах аналогичную сеть. И в итоге взяли на вооружение выработанные коллегами стандарты качества.

«Поняв, как это устроено, кто наш потребитель, какие нужны инвестиции и как скоро можно их окупить, мы начали работать непосредственно «в поле», – вспоминает Павел. – Основной элемент хостела — помещение. Это главная сложность и половина успеха. Тут важны многие факторы, включая транспортную и шаговую доступность, цену и прочее. На выбор помещения — четырехкомнатной квартиры в жилом доме на Чистых прудах — ушло два месяца. А поскольку до этого там располагалось уже некое подобие хостела типа «ночлежка», еще две недели понадобилось, чтобы сделать бюджетный, но стильный ремонт. Кстати, собственник помещения, разочаровался в хостельном бизнесе и решил, что проще будет привлечь арендаторов».

Хорошая квартира

В мае «Mr. Зефир» принял первых гостей. На 100 квадратных метрах могут разместиться 28 человек. Помимо комфортабельного спального места, к их услугам два санузла, кухня, где подаются завтраки по системе шведского стола, бесплатный Wi-Fi. В коридоре разместился ресепшен, где круглосуточно дежурит администратор, всегда готовый прийти на помощь гостям, заказать, к примеру, билеты на обратную дорогу. «Но самое важное — ежедневная уборка и регулярная смена постельного белья. Это основные вещи, которые отличают нас от псевдохостелов», – убежден Павел Позин.

Густонаселенная квартира, разумеется, не укрылась от глаз постоянных жильцов дома. «Представьте, что вместо 30 человек в вашем подъезде теперь живет 50, то есть проходимость увеличилась практически вдвое, – смеется Павел. – Мы понимали, что возникнут вопросы, и сыграли на опережение серией дружеских жестов: очистили заваленную окурками клумбу, привезли землю и высадили саженцы и цветы, рядом поставили мусорный контейнер. Как бы то ни было, два месяца, которые ушли на раскрутку, нас никто не трогал».

Честная конкуренция

Продвигать новый хостел начали с помощью наружной рекламы и сервисов онлайн-бронирования. Но уже вскоре заработало сарафанное радио, и в «Mr. Зефир» стали переходить постояльцы соседних заведений, которых поблизости с десяток. «За первый месяц мы набрали много постоянных жильцов, которые предпочли нас даже более дешевому жилью только потому, что мы предложили им человеческие условия, – гордится хостельер. – Конфликтов с конкурентами по этому поводу, к счастью, не было. Возможно, они, заглянув к нам под видом тайных покупателей, поняли свои ошибки и решили последовать нашему примеру».

Клиентов хостела можно разделить на две основные группы: туристов и работающих в Москве людей. Первых — и граждан России, и иностранцев — интересует крыша над головой на несколько дней (максимум неделю). Ко второй группе, помимо иногородних трудящихся, относятся также командировочные и студенты, не успевшие решить свой жилищный вопрос.

В зависимости от времени проживания варьируются и цены. В «Mr. Зефир» они близки к средним по рынку, несмотря на более комфортные условия: за сутки в многоместном номере постоялец платит 400–600 рублей, в двухместном — 2–2,5 тысячи.

Программа-максимум

Средняя заполняемость образцового хостела на Чистых прудах за два месяца достигла 85% — это очень высокий показатель. Основатели задумались о создании сети, как минимум, из пяти аналогичных заведений.

«Вложения в каждый такой объект составляют порядка 1–1,5 млн рублей в зависимости от площади, состояния помещения и некоторых других менее существенных факторов. Окупаемость — в среднем 6–8 месяцев, – делится Павел, добавляя, что этот бизнес не рассчитан на приобретение объектов в собственность. – Что касается рисков аренды, они снижаются при заключении, как минимум, трехлетних договоров. Кроме того, мы готовы работать только с собственниками помещений и стараемся сразу понять, насколько им интересен проект, единственный это для них способ заработка или нет».

Открытие первого хостела партнеры финансировали из собственных средств. А вот для реализации программы-максимум планируют обратиться за помощью в Фонд «Наше будущее». «Обладая теперь практическим опытом в этой сфере, мы надеемся расширить проект именно в рамках социального бизнеса», – резюмирует Павел Позин.

Автор: Игорь Калиновский

Дата публикации: 13 августа 2015

#социальное предпринимательство #хостелы #москва #«Mr. Зефир»

 1946   13  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно