Сказ о волшебном ларце

Народные традиции — как ларец с бабушкиными драгоценностями: мы храним их на почетном месте, но достаем лишь по особым случаям. Между тем старина может стать актуальным трендом, если смахнуть с нее музейную пыль и интерпретировать по-новому. Это доказывает предприниматель Наталья Костомарова, которая наладила производство уникальных ларцов в русском стиле. В их дизайне использованы мотивы старинных узоров из средневековых рукописей.

Матрешка, водка, ушанка: как-то повелось, что именно эти сувениры в стиле From Russia with Love отягощают собой чемоданы интуристов, отбывающих рейсом «Москва — заграница». Почему этот китч намертво прилип к имиджу нашей страны, обладающей богатейшим культурным достоянием? Об этом однажды задумалась Наталья Костомарова, сотрудница отдела продаж одной крупной международной компании. Вопрос был не праздный: надвигался день рождения директора фирмы, француза. Подчиненные находились в глубоких размышлениях по этому поводу: вручать шефу очередную матрешку не хотелось, а найти небанальный подарок было сложно.

Выход нашла Наталья. Она предложила сделать на заказ ларец в русском стиле — узорчатый, причудливый, сказочный. Момент вручения подарка ознаменовал не только именины босса, но и день рождения самостоятельного бизнес-проекта Натальи «Мой ларец».

Царь-буква

…Здесь-то сказ и начинается — как Наталья Костомарова бизнес собственный затеяла. Как поехала в провинцию, чтобы лично познакомиться с мастерами дел шкатулочных: изучала технологию, постигала все премудрости.

Как корпела над архивами, как читала книги древние, где узорами затейливо буквы были опоясаны. Как мотивы и орнаменты находили воплощение в изразцах с инициалами, украшавшими навершия всех ларцов, Натальей созданных…

Ларцы и изразцы

Дерево и керамика — это сочетание всегда нравилось Наталье. И она решила, что небанальный и свежий «дуэт» фактур должен стать отличительным знаком ее продукции.

Изразцы, на которых изображены затейливые буквицы и узоры из средневековых рукописей, украшают крышки ларцов в форме теремка —  таких, какими пользовались жители России на протяжении многих веков.

Креативно соединив две традиционные технологии в одном изделии, Наталья доказала: в век постмодернизма старину нельзя рабски копировать; ее нужно по-новому переосмысливать и интерпретировать. В этом — залог успеха.

Техно-хендмейд

А успех не заставил себя ждать. За необычными ларцами сразу же выстроилась очередь заказчиков — как частных, так и корпоративных. Начинающая бизнесвумен не ломала голову над главным вопросом, мучающим всех стартаперов: где найти большие деньги на проект.

«Конечно, на самые первые образцы нужны были определенные средства, – говорит Наталья. – Но потом я стала работать под заказ, и дополнительных затрат не потребовалось. Я решила, что не буду организовывать собственное производство — в этом не было необходимости. Я нашла мастеров в разных городах: одни делают деревянную основу ларцов, другие — фурнитуру, третьи — керамику. Потом все это собирается воедино. Мы совмещаем ручной труд с современными технологиями. Именно такое сочетание дает новое дыхание старинным промыслам и выводит их на новый уровень». 

Многоуважаемый ларец

Переплести друг с другом два старинных ремесла оказалось делом непростым. Поначалу приходилось много экспериментировать — особенно с изразцами, которые после обжига и нанесения глазури иногда меняли размер и не желали укладываться в предназначенные для них полости на ларцах. Чтобы усмирить строптивую керамику, пришлось прибегнуть к еще одной старинной традиции — заговорам.

«Несколько раз имел место интересный феномен: сначала изразец не ложился на место, но после пары просьб — «Ну, пожалуйста, ларцы, будьте послушными!» — все получалось. Не знаю, как это работает, но я убедилась, что они живые, – улыбается Наталья. – Со временем мы набрались опыта, и такие стрессовые ситуации остались в прошлом. Но я до сих пор с ларцами разговариваю».

Неофолк

Ларец во всех сказках и легендах — вещь волшебная. В его магические свойства верят и заказчики.

«Однажды у меня заказали шкатулку в подарок на свадьбу, – вспоминает Наталья. – Клиент-девушка сказала, что в каждую ячейку положит символичную мелочь: монетку — чтобы у молодых водились деньги, конфетку — чтобы подсластить жизнь, смайлик — чтобы их не покидало чувство юмора и щепотку соли — чтобы ярче чувствовать вкус жизни.Такая магическая импровизация наверняка положит начало новым свадебным традициям. Ведь обычаи — это вовсе не мертвая архаика. Они живы, пока существует народ. И обновляются с каждым новым поколением: пример со свадебной шкатулкой тому подтверждение».

Наличники для комода

О том, что апгрейд старины — тренд в России крайне актуальный, говорит следующий факт: 90% заказчиков Натальи — наши соотечественники, а не охочие до экзотики туристы.

Горячий народный отклик  воодушевил предпринимательницу на расширение ассортимента: помимо ларцов и шкатулок она планирует производство скрыней — сундучков-шкафов с выдвижными ящичками.

А в перспективе — и мебели, в дизайне которой Наталья хочет использовать мотивы любимых ею резных деревянных наличников.

«Мне нравится, как сочетаются изразцы со старыми, потрескавшимися наличниками, – говорит Наталья. – Они прекрасны, но в городских многоэтажках мы не можем повесить на окна что-то подобное. Зато мы можем «пригласить» эти элементы внутрь, в свои квартиры. Возможно, я буду создавать большие комоды по мотивам наличников».

Бизнес со смыслом

Сделать инъекцию молодости старинным традициям — в этом, по мнению Натальи, заключается социальная функция проекта «Мой ларец».

«Мы стараемся показать, что русское наследие актуально в современном мире, оно очень декоративно и имеет поистине безграничный потенциал для дизайна, – говорит предпринимательница. – В широком смысле это история про возрождение ремесел — хотя я немного стесняюсь таких громких слов. Если ты что-то делаешь в историческом и культурном контексте — это бизнес со смыслом. Так что я могу назвать свое предприятие социальным».

Возрождать народные промыслы Наталье помогает старшее поколение: в ее команде наряду с молодежью работают и пожилые люди. И в этом тоже социальная направленность: трудоустроить тех, кто вряд ли бы нашел работу в другом месте.

Не списать со счетов пенсионеров, не сдать в утиль традиции: бережное отношение ко «вчера» определяет наше общее «завтра», уверена Наталья. Без прошлого нет будущего. Главное — сохранить бесценное наследие, которое, подобно старинному ларцу с сокровищами, оставили нам наши предки.

Дата публикации: 2 мая 2017



 9255   72  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно