Совместные покупки как социальный бизнес
Сайты, сервисы и соцгруппы совместных покупок есть сегодня в каждом российском городе. Этот сервис позволяет потребителям экономить и развивает предпринимательскую инициативу. По мнению самих участников, данный бизнес с чистой совестью можно назвать социальным.
На «стене» в соцсети пермячки Марии Мерзляковой - яркие куртки, комбинезоны, резиновые сапожки... Полтора года назад Мария с подругой стали администраторами группы для совместных покупок детской одежды «Ларец». Это была возможность подзаработать в декрете и одеть своих детей. В «Ларце» встречается товар российских брендов – трикотаж «Ивашка», «Божья коровка», непромокайка ТИМ.
«В магазинах детскую одежду я сейчас вообще не смотрю, – пояснила Мария. – Цены в магазинах отличаются от наших на 50%, а то и больше!.. Мы с подругой уже вышли на работу, однако продолжаем заниматься совместными закупками, это нам интересно, а также дает возможность одевать своих детей дешевле и общаться с другими мамами». На совместных закупках невозможно заработать много, если заниматься ими от случая к случаю. Доходы Марии Мерзляковой и ее подруги несопоставимы со специализированными интернет-ресурсами, тем более интернет-магазинами.
Электронная коммерция растет в России на 25-30% в год. По данным компании East-West Digital News, проводившей исследование в сотрудничестве с RBK Money и 120 российскими и международными экспертами и игроками рынка, объем рынка электронной коммерции в 2013 году составил 510 млрд руб. И хотя это всего 2% от объема российского ритейла, но еще год назад российские интернет-пользователи тратили на онлайн-покупки 350,6 млрд руб., а двумя годами ранее – 258 млрд. Таким образом, за два года рынок удвоился.
Согласно аналитике компании InSales,в 2011 году в стране было зарегистрировано 25 тысяч розничных интернет-магазинов, в 2012 году их было уже 32,5 тыс., а в 2013-м их число увеличилось до 39 тысяч. Чаще всего российские покупатели заказывают в Интернете электронику и бытовую технику, одежду и обувь, компьютеры, ноутбуки, мобильные телефоны, детские товары. А еще покупают билеты и туры, косметику и парфюмерию, аксессуары и еду для животных.
Ты – мне, я – тебе
Сервис совместных покупок – особый формат электронной коммерции, самый народный. «Это социальный бизнес, который построен на доверии между потребителями, – убеждает совладелец и технический администратор ресурса «Микай» Иван Долгов. – Мы не позиционируем себя как интернет-магазин и собственно интернет-торговлей не занимаемся. Мы допускаем на нашу площадку продавцов и покупателей. Продавцы, по большому счету, тоже не занимаются торговлей, а оказывают посреднические услуги. Это некое объединение потребителей».
Заявление о социальной направленности бизнеса подтверждается. К услугам «Микая» часто прибегают многодетные родители.
«Детей спать уложила, модели одежды или обуви выбрала, заказала, оплатила, потом через две недели забираю, – делится опытом председатель РОО «Многодетные Пермского края» Ирина Ермакова. – Научилась планировать. Если вижу, что идет интересная закупка, но не сезон, беру на вырост, с учетом следующего года. Очень много вещей покупаю через «Микай». В магазинах невольно сравниваю цены. Кстати, «Микай» – наш постоянный партнер в проведении мероприятий для многодетных».
«Изначально сервис и был рассчитан на мам, которые сидят с детьми дома и не имеют возможности ходить по магазинам, – продолжает Иван Долгов. – В их среде хорошо работает вирусный маркетинг: на прогулке одна мама обязательно расскажет другим, где она в два раза дешевле купила одежду для ребенка. Позднее включился и более зрелый сегмент: уже бабушки составляют значительную долю аудитории».
В традиционном ритейле товар проходит нескольких этапов, прежде чем попасть в розницу: от производителя к крупному дилеру, мелкооптовым компаниям, потом – в магазины. И на каждом этапе на товар идет наценка. Розница вынуждена закладывать в цену товара расходы на аренду, зарплату, коммуналку. Несмотря на кризисы, владельцы недвижимости постоянно повышают арендные ставки, а магазинам требуется недвижимость в первой линии – на центральных улицах. Наценка, таким образом, достигает 75-150% от цены производителя.Идея совместных покупок в том, что несколько этапов удается миновать, обратившись либо к дилеру, либо к производителю. Для того чтобы на них выйти, нужны крупные партии. Чтобы собрать покупателей вместе, и создана интернет-площадка. Организатор (частное лицо, индивидуальный предприниматель) находит поставщика, выставляет предложение, собирает заказы. Внешне всё похоже на интернет-магазин и форум.
Но если в интернет-магазинах товар стоит дешевле розницы на 5-10%, то с помощью совместных покупок можно сэкономить 30-40%. На своих услугах сервис зарабатывает до 15% комиссионных. Организатор закупки тоже оставляет себе какую-то часть. Со всего заработанного перечисляются налоги.
Рознице рознь
«Года два назад многие производители были категорически против подобных сервисов, потому что розница проседала, – поясняет Иван Долгов выгоду для производителей. – Но надо понимать, что те, кто может позволить себе покупать товары в розницу, собственно, в магазинах и покупают. Теперь же к ним присоединились и те, кто покупает через сервис совместных покупок. Производитель и поставщик получили дополнительный канал сбыта. И это всегда живые деньги.
Если в магазин поставщик отгружает товар под реализацию, то здесь он получает всё сразу».
Форматы, подобные сайтам совместных покупок, – спасение малого и совсем малого бизнеса от крупного ритейла с тактикой выжженной земли, от удушающей арендной ставки, коммунальных платежей и прочих расходов. Потребителям они позволяют сэкономить, и даже заработать, а, возможно, и открыть в будущем свое дело без стартового капитала.
«Организация совместных закупок – отличное начало маленького бизнеса, – уверена Мария Мерзлякова, – ведь, по сути, мы продаем то, чего у нас нет, а уже деньгами покупателей расплачиваемся за товар».
Пока частная предпринимательская инициатива успешно осваивает интернет-пространство, розница сдает позиции перед электронной коммерцией. Пройдет совсем немного времени, и трейдеры-профессионалы сменят любителей. Так прогнозирует и совладелец «Микая» Иван Долгов: «Не хватает профессионализма с точки зрения маркетинга, пиар-методов, аналитики. Одновременно в этом сегменте достаточно большой потенциал для роста. Я думаю, что на этот рынок со временем придут не просто любители, но и профессиональные продавцы».
Источник: Пермский обозреватель
Дата публикации: 27 апреля 2014
#совместные покупки #многодетные #соцбизнес #пермский край2735 172