Там точно будет магия, а еще менеджмент и много инклюзии
Этот театр начинается не с вешалки, а с человека. Привычная сцена с бархатным занавесом, партером и балконами тут совсем не обязательна, подойдет любая площадка, хоть лестничная. Здесь наравне могут взаимодействовать профессиональные и особенные актеры, а еще необходимо участие СО НКО. Этот театр не только про любовь или рефлексию, он про социальные проблемы. И сила театральной магии такова, что не просто лечит души зрителя, а способна на мощную абилитационную инъекцию для целого сообщества.
Хотя и не было такого названия, но истоки социального театра были еще во времена Федора Достоевского, но только сейчас в России, в Санкт-Петербурге, открывается школа, где будут учить этому необычному предмету.
Завязка сюжета
Прообраз социального театра существовал и в учебных заведениях Российской империи – это так называемый "школьный театр". Еще были представления, которые разыгрывались царскими солдатами. Федор Достоевский в "Записках из мертвого дома" описывает "острожный театр" – театр каторжников, – от которого был под большим впечатлением. Все это прототипы того явления, под которым сейчас подразумевают социальный театр.
"Это театр, который ставит социальную проблему и призван ее решить", – объясняет Александра Дунаева, театровед, исследователь социального театра, куратор и один из инициаторов проекта "Школа социального театра".
Часто условием этого театра является "встреча" профессионалов от искусства, представителей различных сообществ, например людей с ОВЗ или социально незащищенных слоев населения, и тех, кто их объединяет, – СО НКО.
Также социальный театр отличается от привычного тем, что отказывается от обобщения и не уходит от конкретной проблематики.
"Например, спектакль "Магазин" ЦСД Екатеринбурга по пьесе Олжаса Жанайдарова. Пьеса исследует природу рабства, при этом она основана на документальном материале. История Гольяновских рабов в 2010-е годы в России, в Москве. Наверное, о таких вещах мы предпочитаем не знать, но ведь это важно. И социальный театр ищет язык, чтобы говорить о сложных, нелицеприятных сторонах жизни", – говорит Александра Дунаева.
Театр - лучший из миров
С другой стороны, социальный театр не только рассказывает о проблеме, но и помогает решить ее. И здесь на первый план выступает театральная инклюзия.
"Инклюзивные театральные коллективы существуют давно – например, в обществе слепых. В 2014 году инклюзивный спектакль "Отдаленная близость" коллектива Круг II получил Национальную театральную премию "Золотая маска". Сейчас театральная инклюзия очень разнообразна. Есть много инклюзивных театральных студий, которые занимаются абилитацией детей и взрослых с разными возможностями здоровья. Но их театральный опыт трудно перенести на широкую публику. Поэтому в инклюзии и нужны профессиональные специалисты из театра – они умеют работать со зрительскими ожиданиями, - говорит Александра Дунаева. - Мы понимаем инклюзию в театре довольно широко – это история не про то, что нужно включить людей с особенностями здоровья в какую-то нашу привилегированную реальность. Это история про то, что мы все особенные. Это движение не в одну сторону, а навстречу друг другу".
Театр "знакомит" зрителей с особенными людьми и наоборот. После этой встречи каждый из участников понимает, что ничего страшного в ней нет. Непонимание, отторжение нивелируется. "Это такая штучная, тонкая настройка на решение проблемы, которая идет от человека к человеку. И это одна из целей Школы социального театра, – говорит Александра.
Впрочем, по ее словам, социальный театр может изменить жизнь и более прямым способом. Так, в Петербурге был театральный проект, посвященный бездомности, одним из участников которого был мальчик из детского дома. Театр стимулировал его говорить о давней боли, всплыла история про насилие, как итог – несколько уголовных дел.
Колонны, режиссерский багаж и актерский опыт
Обычно театр ассоциируется у нас с красивым зданием с колоннами – храмом искусства. Здесь важны атмосфера и ритуалы, бархат кулис, кожа кресел, звонки, дыхание зала… Социальный театр отказывается от этого – он возможен на любых площадках. И начинается он не с вешалки, а с человека.
Режиссура тоже имеет свои особенности, ведь художники работают и с профессиональными, и с особенными актерами. А для этого нужны другие навыки и человеческие качества.
Сюда нельзя приходить из желания облагодетельствовать "особенных" людей. Ни в коем случае! Профессионалы, по словам Александры, приходят сюда за ростом, за новым человеческим и творческим опытом, потому что взаимодействие на сцене с особенным актером как ничто иное учит импровизации, терпению, развивает эмпатию.
Если нет цели профессионального обмена, то истинной инклюзии не получится.
Для особенных актеров театр дает инструменты для самореализации, новые способы общения с миром, так как привычный вербальный канал для людей с РАС, например, не всегда доступен. "Один из актеров проекта "Разговоры" стал вести свой видеоблог, он хорошо снимает и чувствует драматургические структуры. Другая девушка открыла в себе талант сценариста и режиссера. Есть те, кто замечательно рисуют! – рассказывает Александра Дунаева. – А еще такие проекты дают артистам с особенностями здоровья возможность заработать деньги. Так, в проекте "Разговоры" все артисты, благодаря фонду "ALMA MATER", получают гонорар. Они потенциально могут сниматься в кино или играть в профессиональном театре. Так, у Бориса Павловича в одном из спектаклей задействованы актеры с аутизмом, и это никаким образом специально не маркируется".
Мечты и практика
В этом году в Санкт-Петербурге открывается первая Школа социального театра. Ее программа разрабатывалась на протяжении 4 лет, и сегодня ШСТ готова поделиться теоретическими и практическими наработками, которые основаны на опыте создателей проекта "Квартира. Разговоры" Фонда "ALMA MATER" Санкт-Петербургской театральной школы "Инклюзион", АНО "КонтАрт".
В итоге получилась уникальная программа переподготовки, в конце обучения будет выдан соответствующий диплом. Курс разделен на 4 сессии: "Начало", "Драматургия", "Режиссура", "Социокультурное проектирование", каждая из которых будет длиться неделю.
Первая сессия призвана определить то проблемное поле, в котором участник хочет работать, понять, где пересекаются его интересы, возможности и социальный театр. Это, скорее, про теорию и целеполагание.
Вторая и третья сессии – это театральные методики: овладение режиссерскими навыками, приемами драматургии и построения работы команды, умение взаимодействовать со зрителем.
Четвертая сессия позволит теории стать практикой и выстроить собственный социальный проект от мечты к реальности. В рамках этой сессии научат работать с документами, оформлять заявки, формулировать цели и задачи, прописывать аудиторию, работать со сметой, понимать ресурсы, выстраивать пиар и маркетинг. То есть отчасти это уже менеджерская работа.
Обучение начнется в январе 2021 года, сейчас идет прием документов. Уже поступило 87 заявок со всех уголков России – от Владивостока до Калининграда, есть запрос из Украины и Германии. "Среди абитуриентов – театральные художники, музейные работники, педагоги, представители НКО. Мы надеемся, что группа будет инклюзивной, так, уже есть заявки из разных сообществ с ОВЗ", – рассказывает Александра.
Во время обучения они овладеют такими практиками, как создание драматургического произведения, постановка спектакля, работа в инклюзивной группе, в том числе узнают особенности инклюзивной хореографии, – это не такая простая задача взаимодействовать, например, с незрячими людьми. В целом в рамках образовательной программы участники курса смогут освоить театральный инструментарий, позволяющий совместно создавать социокультурные проекты, откликающиеся на реальные современные запросы общества.
Фото: пресс-служба ШСТ
Подробнее о том, как подать заявку, можно узнать на сайте Школы социального театра.
Автор: Наталия Гладкая
Дата публикации: 30 октября 2020
#санкт-петербург #инклюзивный театр1582 3