Перезагрузка по версии «Велес»
В идентификации социального предприятия одним из ключевых является пункт «Проблема, которую решает проект». К таким проблемам могут относиться безработица, вопросы дошкольного и школьного образования, развитие культуры, решение инфраструктурных задач, снабжение населения водой и качественными продуктами питания и т.п. В большинстве случаев деятельность конкретного социального предприятия ориентирована на один-два вопроса из приведенного списка. Крестьянско-фермерское хозяйство «Велес» уникально тем, что его создательнице Ольге Зайцевой удалось решить целый спектр социальных проблем в отдельно взятом селе.
В марте 2014-го с момента регистрации КФХ «Велес» исполнилось 23 года, однако его неофициальная история началась еще раньше, в далеком 1982-м. Село Верховье Онежского района, в котором обосновался «Велес», – родовая вотчина семейства Зайцевых: предки Ольги жили здесь еще до Октябрьской революции. Тем не менее лет до тридцати Ольга даже не задумывалась, что малая родина может стать для нее, педагога по образованию и журналиста по профессии, постоянным местом жительства.
Все изменилось летом 1982-го, когда семья Зайцевых приехала в деревню на каникулы. Картина, открывшаяся глазам «курортников», была печальной. Тишина и разруха. Старики, доживающие свой век, и молодежь, мечтающая об одном – поскорее выбраться из глуши. «Мы поняли, что деревню надо спасать, нельзя дать ей умереть окончательно, – вспоминает Зайцева. – Нашей младшей дочери было два года, до школы оставалось пять лет. Мы решили попытаться».
Учительница первая моя
Последним доводом в пользу «корней» стали двое деревенских ребят, которым предстояло по окончании лета отправиться в первый класс. Ближайшая от Верховья школа находилась в двадцати километрах, при этом регулярное сообщение села с «большой землей» существовало только в зимнее время года – весной и осенью дорога исчезала как факт. Родители ребят, поставленные в безвыходное положение, собирались бросать нажитое и уезжать в город. Очевидно, этот выход так и остался бы для них единственным, не открой Ольга крохотную сельскую школу.
Тогда, в 82-м, Зайцева планировала уложиться в два-три года – за это время из села должны были провести дорогу в райцентр. Однако история со строительством, как водится, затянулась, и выходцы из города поневоле начали укореняться на земле.
Лихие 90-е
Живя в деревне, Ольга стала постепенно осваиваться с садово-огородными премудростями. «Училась по книжкам, сначала вообще мало чего получалось», – вспоминает она. Разбили огород. Купили корову. А потом… как-то незаметно подошло время отдавать дочку в первый класс. Девочку отправили к бабушке в Архангельск, и Зайцева решила потихоньку сворачивать свой деревенский «проект». Однако вскоре выяснилось, что возвращение в цивилизацию снова откладывается.
«Как-то раз я поехала в город, – вспоминает она, – и увидела там… 89-й год. Продукты по карточкам. В магазинах пустота. Чтобы купить кусок масла, надо было в 4 утра идти к вагону-ресторану питерского поезда. Я поняла, что возвращаться не хочу». Так все и завертелось.
Письмо в Москву с вопросами об организации фермерского хозяйства. Участие в конференции по созданию Ассоциации крестьянско-фермерских хозяйств и кооперативов. Ельцинский указ о КФХ. 10 гектаров земли. Кредит, покупка трактора, начало строительства. И вопросы, вопросы, вопросы. Как организовать сбыт, как остаться на плаву и дать людям работу. Как выжить. «В это время, – вспоминает Зайцева, – несмотря на то что официально декларировалась поддержка фермерства, на земле было очень тяжело. Зачастую нас не только не поддерживали – нам ставили палки в колеса».
Социальный срез
Пока «Велес» вел борьбу за существование, в Верховье возвращалась жизнь. Когда хозяйство стало набирать обороты, Зайцева начала привлекать к работе молодежь. В селе появились дети и, как следствие, – фельдшерский пункт для разбитых носов и коленок. Отремонтировали наконец дорогу. Построили магазин.
Сегодня фермерское хозяйство Зайцевой дает постоянную работу 15 местным жителям, и с учетом того, что в местном райцентре Онеге – хроническая безработица, это само по себе немало. При этом наряду с односельчанами Зайцева трудоустраивает и тех, кто пребывает «на северах» во временном, так сказать, режиме. Речь об осужденных и людях, недавно освободившихся из мест лишения свободы: «Велес» уже не первый год принимает на работу такой неблагонадежный, по мнению многих работодателей, контингент. «Остаются у нас не все, кто-то уезжает. Но вообще в Онеге большая безработица и людям, имеющим судимость, в этой ситуации тяжело вдвойне. Мы в какой-то мере смягчаем эту ситуацию», – говорит Зайцева.
Время вспять
Так или иначе, благодаря непотопляемому энтузиазму Ольги Зайцевой и ее близких за какие-нибудь 20 лет Верховье из хрестоматийно-умирающего села превратилось в настоящий культурный центр Онежского района. Сегодня в числе прочего здесь есть клуб, библиотека и музей. «Наша семья родом из Верховья, но дом, в котором жили мои родные, 30 лет простоял заколоченным, – говорит Зайцева. – В нем мы обнаружили массу интереснейших архивных документов». Сегодня экспозиция «Мардинская старина – Онежский район», включающая более 3000 экспонатов, одну за другой принимает школьные экскурсии, а Ольга снова строит планы. «Мы надеемся, что к нам поедут туристы, интересующиеся традиционным бытом, стариной. Мы будем и дальше развивать инфраструктуру – у нас уже есть гостевой дом, в котором смогут останавливаться приезжающие», – говорит она.
В целом не будет большим преувеличением сказать, что за 20 лет село Верховье родилось заново: возникла пригодная для жизни инфраструктура, стали возвращаться люди. При этом если в 1982-м большая часть аборигенов были людьми за 60, то сегодня средний возраст жителей Верховья – 32 года.
Маленький молочный заводик
Проект, осуществляемый КФХ «Велес» совместно с Фондом «Наше будущее», также призван внести лепту в дело обновления деревни: благодаря его реализации в фермерском хозяйстве Зайцевой появился молочный завод контейнерного типа.
О перерабатывающем производстве Ольга Зайцева мечтала давно. И тогда, когда приходилось по заниженным ценам сдавать собственную продукцию на соседний молокозавод. И когда в поисках точек сбыта развозила молоко по детским садам и больницам. И когда открывала магазины, чтобы торговать в розлив.
Молокозавод контейнерного типа позволяет решить вопрос с фасовкой (молоко будет разливаться в индивидуальную асептическую упаковку) и, как следствие, – транспортировкой продукции КФХ. Кроме того, мини-завод дает возможность производить сметану и йогурты, расширив ассортимент «Велеса». При этом существенным преимуществом нового оборудования является его мобильность: в случае необходимости завод, представляющий собой модульную конструкцию, можно довольно легко перевезти на другое место.
Новые горизонты
Покупка перерабатывающего завода – событие не только для «Велеса», новую производственную линию с нетерпением ждал весь район. Непосредственно Зайцевой завод дал возможность оптимизировать сбыт и повысить доходность производства (теперь «Велес» сможет не только фасовать собственную продукцию, но и брать на переработку молоко из других хозяйств). Местным предпринимателям – возможность взять на реализацию натуральные продукты по доступным ценам. Жителям района – возможность регулярно покупать свежую молочную продукцию местного производства. Больницам, детским домам, магазинам райцентра и окрестностей – вкуснейшее молоко и йогурты в асептической упаковке, отвечающей всем санитарным требованиям.
«Установка завода влияет не только на нашу работу и эффективность, но и на качество жизни в районе. Мы очень надеемся, что этот проект даст нам всем новый импульс к развитию», – говорит Ольга Зайцева. И, надо заметить, в современных экономических реалиях этот импульс приобретает особое значение.
Автор: Мария Кригер
Дата публикации: 31 августа 2014
#кфх #велес1620 35