«Зарабатывать, чтобы отдавать»

В Москве появился благотворительный магазин. Подобный формат знаком тем, кто часто путешествует за границей. О том, как работает благотворительный магазин, зачем он создан и каковы первые результаты его работы, рассказывает Екатерина Милова, одна из создательниц «Лавки радостей».

Как действует благотворительный магазин

Само сочетание «благотворительный магазин» кажется оксюмороном, однако такой вид деятельности уже давно существует в Европе – первые charity shops появились в начале XX века в Англии, а на данный момент их уже более семи тысяч. В западных странах это огромная индустрия – существует ассоциация благотворительных магазинов, и даже учреждена специальная премия для лучших из них.

Любой подобный магазин действует по достаточно простой схеме: благотворители приносят ненужные им вещи (это может быть что угодно – одежда, обувь, аксессуары, книги), а посетители магазина за определенное пожертвование их «покупают». При этом ценообразование происходит по-разному: некоторые магазины устанавливают фиксированные цены, а  другие просят оставить любую сумму на усмотрение покупателя. Все вырученные деньги затем перенаправляются на благотворительные нужды и на проекты, которые выбирают непосредственно владельцы магазина. 

Это явление дошло теперь и до России: впервые благотворительный магазин «Спасибо» был открыт в Санкт-Петербурге, затем подобные магазины появились в Волгограде, в Кирове, а в конце июля этого года ¬– благотворительный магазин открылся и в Москве. В сентябре в столице появился второй – «Благобутик», который несколько отличается от вышеперечисленных магазинов по формату – он работает исключительно с брендовыми вещами и старается привлечь к сотрудничеству знаменитостей.

Первые результаты работы «Лавки радостей»

«Открытие было довольно сложным процессом, особенно из-за того, что у нас нет законодательного определения «социального предпринимательства», поэтому нет никаких поблажек. Мы очень долго консультировались с юристами. В Англии, например, 80% платы за аренду возмещает государство, плюс у магазина нет никаких налогов, при этом они не обязаны передавать всю прибыль на благотворительность, – делится своим опытом открытия Екатерина Милова.  – Нас мало, поэтому нас пока, может быть, не замечают».

На открытие магазина было собрано 116 тысяч рублей, а помещение было любезно предоставлено «Галереей Кукол», которая находится в Ветошном переулке, что стало удачным стартом. За первый месяц работы выручка составила более 500 тысяч рублей, которые пошли на оплату 20 благотворительных нужд различных фондов. Например, фондам благотворительной помощи «Адреса Милосердия» и благотворительному интернет-фонду «Помоги.Орг» было перечислено по 14 тысяч рублей – первые были отправлены в Новосибирск на покупку противоэпилептических препаратов больному ребенку, вторая сумма была передана для лечения психической задержки речи у девочки.

Сейчас ежемесячная выручка в среднем составляет 300 тысяч рублей. «Нам хотелось бы больше, но проблема в помещении – несмотря на то, что мы находимся в самом центре Москвы, помещение очень маленькое и непроходное»,- говорит Екатерина. За первое посещение магазина нужно заплатить «Галерее» 150 рублей, а в дальнейшем можно пользоваться этим билетом без ограничений.

Название, ставшее нарицательным

«Лавка радостей» полностью отражает сущность нашего магазина, и не было ни одного человека, которому оно бы не понравилось. И я заметила, что многие проекты в русле благотворительного магазина уже называют «Лавкой», поэтому мы пытаемся сейчас зарегистрировать это название» – делится планами Екатерина.

Первоначальная идея была несколько шире: планировалось создать клуб благотворительности, но из-за маленького помещения этот замысел пока не удается воплотить в жизнь.

«Нам очень часто предлагают взять пианино»

Предлагаемый ассортимент магазина весьма широк: здесь можно приобрести антиквариат, винтажные вещи, новую или почти новую одежду разных брендов, посуду, предметы интерьера. Большим спросом пользуются различного рода аксессуары и бижутерия, изделия ручной работы и  различные сувениры.

«Я думала, что брендовые вещи класса люкс будут расходиться сразу же, однако туфли Chanel, которые надевали всего один раз, так и остались стоять на витрине после завершения первого рабочего дня. Я заметила, что люди берут то, что им нравится, а не то, что имеет громкое имя», – рассказывает о результатах продаж создательница магазина. 

«Нам часто предлагают мебель, но ее пока некуда ставить. Особенно часто предлагают пианино», – говорит Екатерина. Сотрудники магазина просят благотворителей, чтобы они приносили только новые или почти новые вещи, а если вещь хоть раз надевала, просят постирать ее и погладить. К сожалению, не всегда люди прислушиваются к этим рекомендациям.  «Люди отдают то, что нельзя потом никому передать, и это большая проблема», –  делится впечатлениями Екатерина. Неподходящие вещи отдаются другим фондам, которые занимаются помощью малоимущим, либо в церковные приходы. По словам Екатерины, есть большое количество людей, которые знают, что такое charity shops и экологическое мышление – они сами приносят отличные вещи и за определенное пожертвование забирают другие.

Также ведется сотрудничество с некоторыми крупными компаниями, такими как H&M, передающими в благотворительный магазин свою нереализованную продукцию.

Посетители

В среднем в «Лавку радостей» приходят 25-40 человек в день, среднее пожертвование составляет около 350 рублей.  В магазине стоит ящик, куда можно положить пожертвования. «Из-за отсутствия общепринятого законодательного термина «социальное предпринимательство» каждый благотворительный магазин сам решает, какую организационно-правовую форму он примет. Мы пока выбрали некоммерческую форму, надеясь на сознание покупателей». И покупатели не подводят. Среди них есть разные люди: это студенты, женщины среднего возраста, пожилые люди. «У нас есть всего одна вешалка для мужских вещей – мужчины редко встречаются среди посетителей». В магазине клиентов обслуживают  2 сотрудника и несколько волонтеров, которым очень нравится этот проект.

Издержки внимания общественности

«К нам очень благосклонны СМИ, о нас рассказали практически все:  НТВ, Ведомости, Первый канал. Было приятно, мы сейчас стараемся сделать так, чтобы благотворительность стала как можно популярнее», – говорит Екатерина.  Однако после выхода некоторых роликов на телевидении многие, в основном пожилые люди, стали воспринимать магазин как место, в котором можно бесплатно одеться. «Несколько недель к нам шла толпа людей, которые хотели получить помощь в виде одежды. Помогали в меру сил. Но на самом деле цель нашего проекта именно сбор средств на проекты, на которые сложно аккумулировать деньги», - объясняет Екатерина.

«Залайкать»  страницу - это тоже благотворительность»

По мнению Екатерины, в благотворительной сфере в целом сейчас не хватает особых навыков и компетенций, профессионализма. Практически все фонды заняты решением насущной проблемы – поиска денег, а вопросы по позиционированию и привлечению внимания отходят на второй план, однако значимость этих видов деятельности возрастает с каждым днем. «На момент открытия нас «зафрендило» в Facebook почти 2,5 тысячи человек, и это стало хорошей рекламой. Я всем говорю, что даже залайкать страницу – это тоже благотворительность, так как вы помогаете организации стать известной более широкому кругу лиц», – заключает Екатерина.

Автор: Алена Албутова

Дата публикации: 25 декабря 2012

#благотворительный магазин #лавка радостей #москва

 1787   156  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно