Как открыть социальный бизнес на дому: примеры, плюсы и минусы

Многие легендарные бизнес-проекты имели квартирную прописку. Взять хотя бы Alibaba Group. У основателя этой империи, в которую входит всем известный AliExpress, китайского миллиардера Джека Ма, не было денег на офис, и он открыл его в своей квартире! Амансио Ортега – родоначальник модного бренда Zara – шил белье на продажу у себя в гостиной. По сути дела, необходимый минимум для того, чтобы открыть свое дело, – это компьютер, телефон, конечно, идея и неукротимая вера в свой бизнес.

Выделить комнату под пряжу

В 2015 году Наталья Базиль и Любовь Янгулова запустили в Красноярске совместный проект по производству очаровательных головных уборов "Шапка рулит!", благодаря которому обеспечили заработком не только себя, но и несколько десятков женщин, в том числе мамочек в декрете.

"Пиратская", "Богатырка", "Ананас", "Малефисента", с котиками, енотами, медведями и даже с мастером Йодой – все это креативные вязаные шапки красноярских мастериц. Их можно купить в интернет-магазине и на горнолыжных курортах. В год, до пандемии, под брендом "Шапка рулит!" продавалось до полутора тысяч головных уборов, что обеспечивало дополнительным доходом более 20 надомниц, работающих не только в Красноярске, но и в небольших поселках края, где работу молодой маме найти проблематично. А начинали девушки в самой обычной квартире.

"У нас было огромное желание начать бизнес, а денег не было, поэтому хоум-офис стал единственным возможным вариантом, – рассказывает Наталья Базиль. – Первое время было тестированием бизнес-идеи, и мы минимизировали затраты. Прямо на дом приходили мамочки в декрете, иногда с детьми, мы их обучали, проводили собеседование, хранили готовую продукцию и пряжу".

Спрос, а вместе с ним и бизнес, набирал обороты, и Наталья с подругой пошли на курсы по социальному предпринимательству.

"И когда мы расписали, что хотим и сколько нам для этого нужно, то оказалась, что вся необходимая пряжа займет целую комнату! Тогда-то мы и поняли, что пришла пора отдельной мастерской, – говорит Наталья. – Сейчас мы в ней встречаемся с девочками два раза в неделю, чаевничаем все вместе, администратор принимает готовые шапочки, прямо там можно что-то довязать или чуть доделать. Кроме того, для девочек это возможность "выгулять" новую помаду или шляпку. А еще своеобразный статус:"мама пошла на работу", говорят они домашним. Ведь для женщины в декрете это тоже важно".

Оборудовать домашний кабинет

Главный плюс реализации бизнес-идеи на дому – минимальные вложения: не потребуется оплачивать аренду и коммунальные расходы. Предприниматель не рискует потерять деньги и остаться без гроша. При этом можно заниматься делами, не соблюдая жесткий график и не отвлекаясь от домашних дел. Именно так думала и Наталья Казакова, когда открывала в Калининграде свой социальный бизнес – центр промышленного туризма и профориентации "Профи-Тур".

Наталья вошла в родительский комитет в классе сына и поняла, что в школах практически нет профориентации. С этим надо было что-то делать. Сначала она организовывала для класса экскурсии на предприятия, согласовывала с ними дни и форматы посещения производств, сама разрабатывала программы. Оказалось, что идея востребована. Наталья решила:"а почему бы нет?" – и дала первое рекламное направление. Последовали заказы от летних детских лагерей, потом из других школ. Сейчас в активе ее центра более 30 экскурсий, услуги по профтестированию, мастер-классы по узкоспециализированным направлениям творческой деятельности.

"Начинала я бизнес дома, через полгода сняла мастерскую в пригороде Калининграда. Но потом все равно перенесла "офис" домой. Экскурсионная деятельность у нас все равно проходит в автобусе, а все дела я могу вести и из дома",– говорит Наталья.

Это было три года назад. Экономия существенная, на аренду мастерской у Натальи уходило 15 000 рублей в месяц. Из дома работают и сотрудники "Профи-Тур".

По словам Натальи, в работе на дому очень важна самоорганизация и внутренняя дисциплина. Нужен хороший сканер и принтер, удобное кресло и компьютер с большим экраном."А еще важно, чтобы мебель была уютной и тебя радовала. Ведь ты проводишь в домашнем кабинете большую часть жизни. В свете пандемии, думаю, скоро у нас появятся линейки мебели с условным названием "кабинет дома", выполненные под корпоративную расцветку, под настроение заказчика или под его вид деятельности", – говорит она.

Устроить "царство ароматов" у себя дома

Для молодой мамы Екатерины Матанцевой из Кирова было настоящим шоком узнать, что детское мыло, оказывается, продукт нефтехимической переработки, что в составе шампуня используется вещество, которым промывают промышленные двигатели, что ни одного по-настоящему безвредного для хрупкого здоровья младенца стирального порошка, по крайней мере в Кирове, купить невозможно! И тогда она решила это изменить. Она попробовала сделать натуральное мыло и натуральный стиральный порошок в домашних условиях, оборудовав одну из комнат под свою лабораторию – "царство ароматов". Екатерина научилась работать с химическими реактивами, закупала щелочь в специализированных магазинах и смешивала с эфирными маслами. Однажды в эту домашнюю лабораторию зашел сынишка и, невыговаривая букву"л", пролепетал: "мамино мылко". Так родился бренд экологической косметики mi&ko.

В этом же году, в сентябре 2009-го, она защитила бизнес-план и зарегистрировала компанию. Часть первых инвестиций пошла на аренду помещения, а часть – на оплату специалистов, которые помогли Екатерине вывести первые формулы для стартовой линейки компании: туалетное мыло, шампуни, гели для душа и т.д.

В дальнейшем эта линейка выросла в разы и охватывает сейчас, пожалуй, всю индустрию косметики, появился свой цех, красивый офис и производственное оборудование. В 2019 году продукция "Ми&Копредставлена в 114 городах России, в Беларуси, Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане, Азербайджане, но начиналось все именно с домашнего "маминого мылка".

Построить дом-мастерскую

Влюбленная в вязание и национальные орнаменты Республики Коми Светлана Турова в 2008 году организовала в Сыктывкаре мастерскую "Югыд-Арт", выпускающую целый спектр продукции с использованием традиционных орнаментов.

Каждый узор на свитере или рукавичках несет глубокий сакральный смысл.

Все началось с того, что Светлана ушла с должности управляющей по продажам в крупной иностранной компании, поехала со своими вязаными игрушками на выставку в Москву и заняла там первое место. Больше с вязанием она не расставалась.

"Мы с мужем начинали у себя в квартире, принимали заказы через интернет, выполнялии отправляли их почтой. В 2009 году зарегистрировали ИП, начались поставки на Ozon.ru, мы запустили свой сайт и купили первую вязальную машину", – вспоминает Светлана Турова.

В 2011 году во время обучения в Финляндии Светлана подглядела интересную идею: творческая мастерская при доме. Так, кстати, было и в старину в России.

Тогда и у нее появилась идея аналогичного дома-мастерской за городом. И Светлана с мужем Сергеем действительно построили добротный дом из специально заготовленных 13- и 9-метровых вручную отесанных бревен в поселке Аджером. А при доме есть своя мастерская, где установлено вязальное оборудование.

"У нас в мастерской можно познакомиться с полной эволюцией вязания: от прядения и вязания руками до современных технологий, – говорит она. – Мы работаем и как мастерская, и как объект экотуризма. Гости могут погрузиться в деревенскую жизнь, научиться азам вязания, создания пряжи и плетения бересты, познакомиться с народными промыслами, сходить на рыбалку или грибную охоту".

Предприниматели показывают, как можно создать малое производство на селе и при этом не терять связь с традициями.

"Благодаря дому-мастерскойдаже в такой сложный кризис мы имеем производственные площади дома, а не в аренде. И даже если будет сложно, то мы устоим, – рассуждает Светлана. – Любая идея, в которую веришь всем сердцем, если ее правильно реализовать, может стать любимым делом, приносящим доход. Например, в Финляндии и Норвегии творческие семейные бизнес-проекты передаются из поколения в поколение, таким образом целые семьи сохраняют культурный код и одновременно имеют заработок".

Фото: shutterstock, открытая группа "Шапка рулит. Прикольные вязанные шапки" Вконтакте, открытая группа Натуральная косметика "МиКо" в facebook,  предоставлено Светланой Туровой, Натальей Казаковой.

Автор: Наталия Гладкая

Дата публикации: 14 июля 2020

#клуб социального предпринимательства #красноярск #бизнес-проект #коми

 1921   3  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно