Социальный бизнес и краудфандинг: правила сбора
Некоторое время назад Фонд «Наше будущее» запустил краудфандинг-кампанию, направленную на сбор средств на проекты социальных предпринимателей. Целью кампании стала апробация методологии народного финансирования в сфере социального бизнеса. В «тест-драйве» приняли участие четыре проекта: «Тибож», «Страна гномов», «Мама работает» и «Домашние половички руками бабушек».
По наблюдениям экспертов, несмотря на успешное развитие краудфандинга в России, социальные предприниматели сегодня используют этот ресурс недостаточно активно. Краудфандинговая кампания, начатая Фондом «Наше будущее» в конце 2015 года, была запущена с целью выяснить, что мешает социальному бизнесу развиваться в этом направлении и каков здесь может быть потенциал роста. Консультантом проекта и его «играющим тренером» стал креативный директор Центра рекламных исследований Grand Prix Владимир Вайнер.
В кампании приняли участие четыре социальных предприятия, в разные годы поддержанные Фондом «Наше будущее». Главными критериями при выборе проектов стали относительно небольшая сумма, заявляемая социальным предприятием для сбора, стабильный интерес к проекту широкой публики и, наконец, ресурсы социального предприятия, необходимые для ведения социальных сетей и общения с инвесторами. Площадками для сбора средств стали платформы Boomstarter и «Планета».
«Страна гномов»
«Страна гномов» из подмосковного города Долгопрудный — семейно-досуговый центр с детским кафе и «школой здоровья». Центр занимается обучением и развитием детей разных возрастных групп (начиная с младенческого возраста). Краудфандинговые сборы для «Страны гномов» сперва шли не очень активно, но потом руководителям пришла идея экологического проекта «Картонный дом» — организации игрового пространства из картона, выработанного из макулатуры. В итоге были собраны необходимые 2 млн 200 тыс. рублей.
«Краудфандинг пока не распространен в России, поэтому в своем окружении пришлось каждому объяснять: что это и зачем, – рассказывает руководитель «Страны гномов» Ульяна Белова. – Оказалось, что люди не готовы регистрироваться и отправлять деньги. Им это неудобно, непонятно и ненужно. Когда мы показывали клиентам наш проект, многие говорили: «Да, здорово, молодцы! Нужное дело». И всё. Но я глубоко верила и видела, что мы «Картонный дом» реализуем. Идея собрать макулатуру в нашем городе, а вырученные средства направить на проект сработала».
«Тибож»
«Тибож» из Санкт-Петербурга — уникальная обувная фабрика, где работают 23 человека, имеющие II и III группы по инвалидности. Проект был запущен на Boomstarter с названием «1000 пар обуви для запуска необычной фабрики». Цель «Тибож» — построить первую в России компанию, которая работает по бизнес-модели «Пара за пару». Модель One for one известна в мире благодаря обувной компании Toms, которая отдает вторую пару каждой купленной обуви нуждающимся. Проект «Тибож» перенял этот опыт, смысл которого в следующем: покупатель приобретает (недорого) любую пару обуви фабрики «Тибож», после чего вторая пара обуви бесплатно передается через некоммерческие организации Санкт-Петербурга нуждающимся категориям граждан. Соответственно, каждый человек, купивший обувь «Тибож», становится благотворителем и помогает тем людям, которым эта помощь действительно необходима.
«Тибож» — один из самых успешных проектов в истории краудфандинга и социального предпринимательства — из необходимых 1 млн 700 тыс. для 1000 пар обуви удалось собрать свыше 2 млн рублей.
«У нас были связи со СМИ, которые мы нарабатывали не один месяц. В «Новой газете» была опубликована статья, где в портретных образах показали наших работников — после этого быстро собрали порядка 400 тысяч рублей. Потом мы приглашали блогеров для неформального чаепития, которые распространили информацию о проекте. Мы думали, что не соберем нужную сумму, а итоговый сбор оказался даже больше ожидаемого», – говорит руководитель проекта «Тибож» Станислав Сорокин.
«Домашние половички руками бабушек»
Региональный проект Екатерины Светловой из Вологодской области, деревни Ботово, «Домашние половички руками бабушек» cоздал 6 рабочих мест для пенсионеров и инвалидов. Заём Фонда «Наше будущее» позволил закупить оборудование для работы — ткацкие станки. На краудфандинговой платформе проект Екатерины Светловой собирал средства на запуск производства домотканых половиков, ковриков и гобеленов.
Однако не все пошло гладко, как говорит Екатерина Светлова: «Консультант нас убедил уменьшить сумму в рамках кампании. «Все или ничего» — таким было основное правило площадки, и, чтобы сработать как надо, нам просто не хватило средств. Мы подняли стоимость услуг, в конечном счете вышло, что те деньги, которые получили в процессе краудфандинга, те и потратили. Пришлось подключать другие ресурсы, а на это ушло дополнительное время, но в итоге проект запущен и все работает».
Краудфандинг для соцбизнеса: 5 ключевых моментов
По результатам работы и социальные предприниматели, и эксперты сделали выводы. Без претензий на безусловную однозначность и всеохватность они выглядят так.
- Еще перед запуском необходимо проводить активную подготовительную работу по проекту и его продвижению. Тщательно прорабатывать проект и не забывать о постоянной его поддержке уже в течение всего периода, когда проходит его кампания.
- Проверить интерес к проекту, сделать анализ его жизнеспособности — еще один немаловажный момент. В этом случае можно привлечь свое ближайшее окружение и провести среди него тематический опрос.
- Также важны для успешного продвижения социального проекта на краудфандинговой платформе связи со СМИ и популярными блогерами — так считают Олеся Кашаева («Мама работает») и Станислав Сорокин («Тибож»).
- Важно заранее просчитать все возможные риски в том случае, когда проект зависит не только от его руководителей, но и от сторонних организаций (к примеру, покупка сырья у другой фирмы). Ответственность за рассылку и производство бонусов (для тех, кто перечислит проекту определенную сумму, — обычно о них есть вся информация) лежит целиком на собственнике проекта.
- Одним из вариантов может стать учеба в Школе краудфандинга, как это сделала Ульяна Белова («Страна гномов»). «Мой наставник из Фонда «Наше будущее» Станислав Заботин записал меня в Школу краудфандинга, после обучения в которой в голове сложилось всё по полочкам, за неделю я оформила проект, и он выстрелил», – рассказывает Ульяна Белова.
Спонсоры: как их убедить?
Также социальные предприниматели, принявшие участие в проекте, сделали ряд выводов, касающихся мотивации аудитории. Что же нужно для того, чтобы у социального проекта были все шансы завоевать единомышленников и собрать необходимую сумму?
- Понять, кто именно является целевой аудиторией для проекта, и искать их — в частности, через социальные сети. «После того как вы поняли, кто может быть заинтересованным в вашем проекте, нужно стремиться завоевать эту аудиторию, устраивать различные акции и мероприятия и проявлять всевозможный креатив», – полагает Ульяна Белова из «Страны гномов».
- Говорить на языке, понятном вашей аудитории, — еще один момент. «Надо учитывать мотивацию людей и давать им ясные посылы», – считает Станислав Cорокин («Тибож»). Немаловажным будет рассказывать о социально полезной стороне проекта в случае его успеха. Помнить о близких темах, так или иначе взаимосвязанных с тематикой вашего проекта, и работать также в этих направлениях.
- «Мой совет: людей убеждать ни в чем и не надо, – говорит Екатерина Светлова («Домашние половички руками бабушек»). Просто грамотно опишите проект и ту категорию населения, которая получит благо, и люди сами поймут, надо ли им это и хотят ли они помочь именно вам или нет».
Итоги и выводы
По результатам кампании Владимир Вайнер создал методичку «Семь чудес краудфандинга» в помощь социальным предпринимателям. Применим ли в целом краудфандинг к социальному предпринимательству? «Да, но это касается не привлечения денег, а, скорее, привлечения к проекту сторонников и внимания, – считает Вайнер. – Те краудфандинговые проекты, которые можно реализовать — это стопроцентная гарантия того, что может получиться хорошая пиар-кампания. И один из вариантов отклика в этой кампании могут быть деньги. Иногда удается их получить именно в том объеме, который нужен социальному предпринимателю». Как считает Вайнер, социальное предпринимательство для краудфандинга сложнее обычного бизнеса, но оно же и уникально: «Оно дает фору: с одной стороны, как в случае с социальным проектом, я решаю проблему, с другой стороны, говоря про предпринимательство, я запускаю производство, которое будет решать эту проблему. Если суметь показать уникальность социального предпринимательства людям, то краудфандинговая кампания будет успешной».
Автор: Лилия Скопинцева
Дата публикации: 17 июня 2016
#краудфандинг1545 60