Виолетта Абрамова: «В обучении главное — правильно поставить цель…»
Практически любой предприниматель рано или поздно сталкивается с тем, что его бизнес — без видимых причин — начинает буксовать. Вроде бы усилия те же, а результата нет. Возникает вопрос: кто виноват? Среда, рынок, обстоятельства или все же не хватает каких-то специальных знаний? О том, как понять, что действительно мешает достичь поставленных целей, как грамотно «прокачать» свои бизнес-навыки и нужен ли современному предпринимателю диплом MBA, мы поговорили с опытным бизнес-консультантом, экспертом по HR, генеральным директором консалтинговой компании Strategic Business Partner Виолеттой Абрамовой.
- Виолетта, по каким признакам можно понять, что предпринимателю пора учиться?
- Если бизнес-цели, которые вы себе ставите, систематически не достигаются. При этом важно помнить, что цели должны быть не размытыми намерениями, а очень точно описанным образом того конечного результата, который вы хотите в итоге получить — с конкретным сроком исполнения. Хорошо, если вы для каждой цели сформулируете несколько KPI — ключевых показателей эффективности, которые помогут вам оценить, насколько вы приблизились к цели. Как говорил Сенека, «ни один ветер не является попутным для корабля, который не знает, куда ему плыть». Вообще, планирование и постановка целей — это тема отдельного разговора. Важно то, что если вы умеете ставить цели, то, во-первых, резко повышаете вероятность их достижения, во-вторых, получаете бесспорный критерий успешности своих действий. Соответственно, если предприниматель видит, что он хронически не достигает поставленных бизнес-целей, это как раз признак того, что ему требуются дополнительные ресурсы. И обучение — это один из них.
- Как определить, что не хватает именно обучения, а не чего-то другого?
- Надо определить, какие факторы решающие: внешние или внутренние. Внешние — это изменения, происходящие на рынке, на них предприниматель повлиять не в силах. К ним можно приспособиться и использовать себе на пользу. Внутренние факторы — недостаток навыков или знаний как раз поддаются изменениям. Приведу пример: для успешной реализации бизнеса нужно уметь управлять людьми, собирать команду единомышленников, планировать время — как свое, так и подчиненных. Кроме того, важно обладать стратегическим мышлением — умением мыслить на перспективу, в идеале — от 3 до 5 лет. Вот эти компетенции, в частности, помогают успешно управлять бизнесом. Если с внешними факторами все в порядке, а в бизнесе что-то не получается, значит, скорее всего, не хватает одного из навыков.
- Социальное предпринимательство — очень специфическая сфера, в которой значительную роль играет личная мотивация. Если социальный предприниматель столкнулся с проблемами развития бизнеса, может быть, ему не знаний каких-то не хватает, а именно мотивации? Может, проблема в самой личности предпринимателя?
- По-моему, если человек оказался настолько смелым, что отправился в «бизнес-плавание», тем более — в социальное предпринимательство, с личностью, скорее всего, все в порядке. Скорее, есть потребность в ресурсах: материальных, финансовых, человеческих и, как я и сказала, в знаниях. Если что-то важное у вас не выходит или получается на недостаточном для оптимального результата уровне, значит, пора учиться. Например, правильно подбирать команду — критически важный навык, он есть не у всех, но им можно овладеть.
- Хорошо. Допустим, предприниматель наглядно убедился, что у него есть пробелы в каком-то важном навыке: например, он не умеет подбирать команду или мотивировать подчиненных. С чего начинать работу в этом направлении?
- Я бы предложила предпринимателю относиться к своему развитию как к бизнес-проекту — так же системно и последовательно. Ведь ваша компетенция равна успешности вашего бизнеса. Здесь как раз очень помогут грамотные бизнес-цели, если они у вас есть. Нужно понять, какой навык является критически важным для достижения этих целей? В какой степени он развит? Постарайтесь провести некую самооценку — вспомните, в каких ситуациях недостаток этого навыка проявился особенно ярко и как помешал? Если уместно, поспрашивайте коллег, можно поговорить с хорошим психологом или консультантом. И, кстати, невозможно одновременно работать над множеством навыков — надо выбрать одну-две ключевые для вашего бизнеса компетенции. Постарайтесь максимально подробно ответить себе на вопрос: что я должен буду уметь в результате обучения? Что делать по-другому? На каких бизнес-результатах это предположительно скажется? И не ленитесь фиксировать свои ответы письменно — нарисуйте своего рода карту ожидаемого результата. Записанная на бумаге цель со сроком исполнения дисциплинирует.
Второй шаг — анализ доступных и уместных вариантов достижения цели: какие инструменты развития вам доступны? МВА (Master of Business Administration. — Прим. ред.)? Наверное, слишком дорого и затратно по времени. Наставничество? Онлайн-курсы? Книги? Вы должны подобрать те инструменты развития, которые наикратчайшим путем ведут вас к достижению цели, экономят ваши время, деньги и силы.
И третье — составить пошаговый план, включающий и курсы, и книги, и даже регулярные консультации с кем-то более опытным. И очень важно отслеживать выполнение этого плана, скажем раз в квартал, фиксировать свой прогресс, корректировать план. Прекрасно, если у вас есть коуч, наставник, который может в этом помочь. Если вы хорошо знаете английский, то ваша задача тоже упрощается — англоязычное дополнительное бизнес-образование очень развито и эффективно.
- А что с нашим бизнес-образованием? Есть ли качественные, но бесплатные программы для начинающих предпринимателей?
- Да, например: МТС реализует социальный проект — инициативу TalentEdme, в которой привлекает лучших тренеров для чтения простых и понятных курсов для молодежи. Качественное обучение финансовым навыкам проводят такие компании, как, например, «Сбербанк» с его курсом «Финансы — это просто». Сегодня есть масса интересных бюджетных либо вовсе бесплатных бизнес-курсов — как очных, так и онлайн. К тому же, есть громадный массив полезной литературы — бумажной и электронной.
- Кстати, о книгах. Какие издания вы бы порекомендовали для повышения бизнес-навыков?
- Зависит от направления, которое «провисает» в вашем бизнесе. Если это система продаж, я бы рекомендовала Асю Барышеву и ее прекрасные книги «Продать слона» и «Продажи по-взрослому». Если не хватает знаний о маркетинге, то это книги Игоря Манна «Маркетинг без бюджета», «Точки контакта: простые идеи для улучшения вашего маркетинга». Если необходимо повысить знания в менеджменте, то можно посоветовать книги Максима Батырева «45 татуировок менеджера» и Андрея Парабеллума «Выжми из бизнеса все».
- А чем может помочь предпринимателю бизнес-тренер?
- Бизнес-тренер главным образом может дать некоторый объем знаний и повысить мотивацию. Важно понимать разницу между знаниями и навыками. Знание — это информация, которой я владею. Предположим, я знаю — теоретически — передовые методики продаж, но реально, «в поле» их не могу применить — по каким-то причинам не получается. Значит, этого навыка у меня нет. Знания правильные есть, а навыка, то есть устойчивого умения применять полученное знание на практике с требуемым результатом, – нет. Навык нарабатывается только в результате практического применения знания. Навык — это ваш успешный опыт. Так вот, во время тренинга сформировать настоящий навык почти нереально. Просто времени не хватит. А вот знание и желание его применить на практике — вполне. Некоторые считают, что достаточно «прогнать», скажем, всех продавцов компании через тренинг продаж и продажи тут же «взлетят». Первое время они, может, и вырастут — как раз на волне, полученной в результате тренинга мотивации, но, скорее всего, не принципиально. Без дальнейшей системы внедрения полученных знаний и формирования новых навыков, без изменения подходов не только обучившихся сотрудников, но и их руководителей, без качественного пост-тренингового сопровождения результаты даже самых лучших тренингов, как правило, сходят на нет.
При этом тренинг — это очень эффективный учебный инструмент, и им, безусловно, стоит пользоваться. Просто важно понимать, что это звено в цепочке развития.
- Как определить, хороший перед вами бизнес-тренер или нет? Ведь в этой сфере во многом действуют законы шоу-бизнеса: есть «раскрученные», медийные фигуры, обучение у которых стоит больших денег, но всегда ли эти расходы оправданны?
- Я бы посоветовала подключить сарафанное радио — сеть своих неформальных профессиональных контактов: поспрашивать у других предпринимателей, с кем из бизнес-тренеров у них был удачный опыт сотрудничества. Причем адекватное понимание, полезен тренинг или нет, приходит только через несколько недель после обучения.
Второй аспект: тренер и тренинг должны соответствовать корпоративной культуре вашей компании (если, конечно, вы собираетесь приглашать тренера в свою организацию). Предположим, у вас достаточно консервативный коллектив, состоящий, скажем, из женщин «за 50». Организовывать для них тренинг с большим количеством деловых игр, с напряженной, соревновательной командной работой я бы стала с осторожностью. Соответственно, для молодежной аудитории нужен тренер, говорящий на ее языке, с релевантным опытом.
Но главное — это четко сформулировать запрос: чего конкретно вы хотите от тренера? Без этого ни один тренер не в состоянии помочь. Видите, мы снова говорим о целях.
- Помимо онлайн-курсов и тренингов есть форматы более длительного обучения — бизнес-школы: очные или заочные. Стоит ли идти учиться в бизнес-школу начинающему предпринимателю?
- Если у вас стартап, я бы не советовала сразу обращаться в бизнес-школу. Сегодня есть масса бесплатных и качественных курсов для начинающих предпринимателей, например при Правительстве Москвы. Это хороший способ одновременно получить знания и не тратить ресурсы (деньги и время), которых у вас, как предполагается, не очень много.
И даже если ваш бизнес зрелый, с оборотами, я уверена, что бизнес-школа далеко не всегда — лучшее решение. Чем хороши бизнес-школы? Они дают великолепную возможность «нетворкинга» — выстраивания сети ценных бизнес-контактов.
- И все же, если предприниматель решил «получить корочку», например степень MBA. Можно ли как-то заранее понять, что обучение вот в этой конкретной школе даст мне результат. И, кстати, есть ли качественные российские МВА-школы?
- Главное при выборе MBA — попасть в правильную профессиональную «тусовку». Для этого я бы в первую очередь обратила внимание не на бренд школы, а на конкретных преподавателей и студентов. Самый правильный способ выбрать школу — прийти на день открытых дверей. Там обычно выступают профессора с презентациями своих курсов. Предпринимателю обычно чутье подсказывает, есть ли в этой информации какой-то практический смысл или нет. А опыт показывает: как преподаватель презентует свою программу — так потом и ведет. В хороших бизнес-школах профессора, как правило, и сами практикующие бизнесмены или топ-менеджеры. Это — важное условие.
Второе: посмотрите на тех, кто уже туда поступил и учится. Этот вопрос можно и нужно задавать администрации бизнес-школы. Возможно, без конкретных имен, но: возраст, опыт, из каких компаний, уровень позиций и так далее. Это открытая информация — ее можно и нужно запрашивать. Хорошо бы поговорить вживую и с самими студентами, чтобы они рассказали, как обстоят дела на самом деле (а не так, как это представляют в рекламных проспектах и на парадных витринах школы). Здорово, если удастся попасть на мероприятия для выпускников, которые периодически проводят многие бизнес-школы. Это очень ценно.
Если позволяют средства и время, я бы рекомендовала западные бизнес-школы, поскольку наши программы MBA — это пока в основном переработка западных моделей, то есть, может быть, и качественная, но все же копия. Если уж учиться — тратить 2 года жизни, то у лучших, а лучшие бизнес-школы пока на Западе. Российскому бизнес-образованию, видимо, нужно время, чтобы накопить собственное уникальное содержание и выработать эффективные программы. Хотя, конечно, интересные варианты есть и у нас. Опять-таки, выбор всегда зависит от конкретной ситуации.
- В чем главный результат обучение в очной бизнес-школе?
- После окончания школы вы становитесь членом сообщества выпускников, и это не менее ценно, чем полученное образование. Это связи, контакты, формальные и неформальные клубы по интересным вам темам. Возвращаясь к проблеме выбора бизнес-школы, я бы обязательно обратила внимание на то, как учебное заведение работает с выпускниками: формируется ли после обучения устойчивое сообщество выпускников. В хороших бизнес-школах не просто проводятся обычные встречи выпускников — там масса реально интересных, живых проектов, завязанных на выпускников. Два года обучения МВА пролетят, знания осядут, а вот полученные контакты, социальные связи — бесценны.
- Как бы вы оценили эффективность онлайн-обучения — в каких случаях оно уместно?
- Если говорить про систему так называемых МООК (Массовых открытых онлайн-курсов), то сегодня это поистине кладезь знаний, они дают доступ к целым массивам учебных курсов таких университетов с мировым именем, как Стэнфорд, Гарвард, и им подобных. В свое время МООК произвели настоящую революцию — они сделали престижное образование, по сути, бесплатным и доступным.
- Существуют ли качественные и при этом бесплатные онлайн-программы на русском языке?
- Да, например: курсы Высшей школы экономики, Coursera, «Универсариума».
- Есть харизматичные бизнес-лидеры, чей пример многих побуждает заняться предпринимательством, например Ричард Брэнсон или Стив Джобс. Кто из бизнесменов или, может быть, бизнес-тренеров является для вас авторитетом?
- Для меня лично это Рикардо Семлер — бразильский бизнесмен, создавший успешную уникальную компанию Semco, работающую на демократических принципах. В фокусе его управления неизменно стоят люди — там даже руководителей цехов выбирают сотрудники. Кстати, Семлера часто приглашают читать лекции в Россию. Не так давно он выступал в «Сбербанке».
- Чем именно уникален его подход? Вроде бы многие менеджеры и предприниматели бизнеса следуют демократической модели построения бизнеса?
Семлер, на мой взгляд, очень точно определил суть «менеджмента с участием персонала»: компания может добиться максимальных результатов, если позволит сотрудникам принимать важные решения, в том числе выбирать себе начальников. С точки зрения Рикардо Семлера, принимая решения и беря на себя ответственность, люди начинают воспринимать компанию как свою и вкладывают в общее дело всю креативность и мастерство.
- Как думаете, возможно ли повторить опыт Семлера в России?
- Скорее, у нас возможен не стопроцентный перенос модели таких корпоративных взаимоотношений, а применение его основного подхода: действительное (не на словах) внимание к людям и уважение к их инициативам на благо компании. Еще стоит поучиться оптимизму. На мой взгляд, нам, в том числе и в бизнес-практике, крайне не хватает социального оптимизма. Недаром говорят, что слова и мысли материальны. Я бы хотела пожелать социальным предпринимателям и всем вашим читателям веры в свое дело и удачи. Вы пустились в «бизнес-плавание» в не самое простое время, но если сейчас держитесь на плаву и развиваетесь, то, значит, действительно способны на многое!
Лилия Скопинцева
Дата публикации: 11 апреля 2016
#социальное предпринимательство #обучение1978 134