По дороге с добротой: почему стоит заехать за покупками на АЗС
В 2014 году дизайнер "положил" в зеленую магазинную тележку красное сердечко – так возник логотип проекта "Больше, чем покупка". Если встретите такой на АЗС, то знайте, покупая товары с этим значком, вы не просто получаете нужную вещь, а помогаете людям, которым эта помощь очень нужна.
Арифметика и география проекта
Проект появился благодаря Фонду "Наше будущее" и компании "ЛУКОЙЛ". Идея проекта – в синергии. С одной стороны, есть сеть АЗС с мини-маркетами и большой проходимостью людей. А с другой стороны – много талантливых социальных предпринимателей, у которых работают люди из социально уязвимых категорий и производят совершенно чудесные вещи. Но это небольшие предприятия, для которых шанс попасть в торговые сети откровенно призрачный, вопрос стабильного сбыта для них очень больной.
На брендированных стойках "Больше, чем покупка" на АЗС продаются товары, произведенные социальными предпринимателями. Их делают многодетные мамы, бабушки, люди с инвалидностью – всего за шесть лет работы проект помог 107 социальным предпринимателям. И если по дороге домой на АЗС вы, помимо бензина, приобретете какую-то нужную штуку, на логотипе которой будет изображено сердечко в тележке, вы сделаете больше чем покупку – вы подаритемиру немного доброты.
Проект начинался с двух стоек "Больше, чем покупка" на АЗС, где продавались товары социальных предпринимателей с минимальной наценкой и бесплатной арендой для них. Сейчас он охватывает почти все регионы России. Задействовано около 1500 АЗС, из них на 500 заправках представлено до 70 наименований товаров.
Ароматизатор вместо трансформатора
Программа работает в трех направлениях – это розничные продажи на АЗС и в магазинах "Твой дом", а также корпоративные подарки.
Проект "Больше, чем покупка" начинался с линейки сувениров, потом добавились народные промыслы, мягкие игрушки, текстиль и многое другое. Сейчас ассортимент можно условно разделить на семь крупных направлений: сувениры, текстиль, мягкие игрушки, ароматизаторы, товары для кафе, товары для пикника, сиропы.
Кстати, ароматизаторы в машину – а это одиниз самых популярных товаров – выпускают во "Владимирской электротехнической компании" Всероссийского общества слепых (ВОС). Раньше это предприятие, а здесь работают инвалиды по зрению, выпускало трансформаторы. Большие, увесистые, размером 20 на 20 см. Конечно, шансов устоять против компактных китайских аналогов у них не было. Сотрудники проекта "Больше, чем покупка" проанализировали рынок и предложили предприятию начать выпуск ароматизаторов. Сейчас они продаются на более чем 1 000 АЗС "ЛУКОЙЛ" по всей России.
Категория "пикник" появилась в прошлом году. Здесь продаются уголь, розжиг, мангалы– все, что актуально для отдыха на природе. К их производству или упаковке тоже имеют отношение социальные предприниматели.
"Мы производим бумажные мешки под древесный уголь, – рассказывает начальник участка ООО "НПО "Автопромагрегат" Галина Слащева.– Наше предприятие – Всероссийского общества слепых, больше 50% сотрудников – это люди с инвалидностью I,II и III групп. На производстве мешков задействовано около 30 инвалидов. Есть среди них люди с остаточным зрением. И знаете, они фальцуют мешки руками лучше и ровнее, чем иной человек с хорошим зрением. Они "видят" руками! Люди-инвалиды вообще работают предельно аккуратно. Для них очень важна эта работа. На ней они социализируются и адаптируются, чувствуют себя нужными. И это чувство своей нужности важно не меньше, чем материальное вознаграждение. Мы благодарны проекту "Больше, чем покупка", что у нас есть сбыт, что мы можем работать и платить людям зарплату".
Больше чем просто кофе
Еще есть категория "товары для кафе". Это ниша не для прямой продажи, но к кофе, которое можно купить на АЗС, прилагаются салфетки, размешиватели и другие сопутствующие товары, которые сделаны социальными предпринимателями.
Так салфетки производит другое предприятие по линии ВОС – ООО "Юг-ИнтерПак". И здесь тоже половина сотрудников – люди с инвалидностью.
"Для нас сотрудничество с проектом стало дополнительным стимулом для работы, увеличилась загрузка мощностей, – рассказала заместитель начальника по сбыту Карина Якуш. – Мало кто понимает, что покупая нашу продукцию, он тем самым помогает людям-инвалидам. А в проекте "Больше, чем покупка" как раз понимают, как это важно".
Скоро в этой категории появятся сиропы для кофе. Социальные предприниматели к выпуску сиропов отношения не имеют – их производством занимается крупная австрийская компания. Но заинтересованные стороны придумали отличную коллаборацию: "Больше, чем покупка" поставляет на завод этикетки и коробки от социальных предпринимателей. Так что чашка кофе на АЗС – это немного больше, чем просто чашка кофе.
Как попасть в проект?
Чтобы стать поставщиком проекта "Больше, чем покупка" надо зайти на сайт nepokupka.ru, оставить заявку и подробно рассказать в ней о своем социальном предприятии, указать миссию, оставить прайс и фото продукции.
Важно учитывать, что не все товары могут быть реализованы на АЗС. У музыкальных инструментов или очень дорогого авторского сувенира стоимостью 30 000 рублей почти нет шансов быть купленными на автозаправке. Поэтому важно, чтобы продукт попадал в целевую аудиторию, был массовым, негабаритным и стоил до 3 000 рублей.
И еще важный момент. На АЗС в рамках проекта реализуется только непищевая группа товаров. Но это не значит, что социальным предпринимателям, производящим разные вкусности,придется оставить надежду на участие в проекте. Такая продукция подходитдлясегментакорпоративных подарков.
"Больше, чем покупка" не только предоставляет площадку для размещения продукции. Проект оказывает несколько вариантов поддержки: предпродажная подготовка, маркетинговые исследования, информационная поддержка, рассылка коммерческих предложений по клиентской базе. Менеджеры подсказывают своим поставщикам, что будет пользоваться спросом у целевой аудитории, на выпуск каких товаров при существующем оборудовании лучше перейти. Социальным предпринимателям также помогают со штрихкодированием и маркировкой, разработкой упаковки и иногда даже с логистикой. Все это направлено на решение главной задачи – помочь социальным предпринимателям со сбытом.
В планах у команды проекта на 2020 год – закрепиться в новых категориях "пикник" и "товары для кафе", продолжить регулярные поставки товаров других групп для обеспечения стабильной сбытовой поддержки социальным предпринимателям.
Проект уникален – поставщики получают возможность сбыта, АЗС "ЛУКОЙЛ" берут на реализацию товары высокого качества по адекватной цене, но самую большую выгоду получает покупатель. Он приобретает не просто нужную вещь, а возможность "легкой благотворительности". Когда ты не просто покупаешь, а делаешь доброе дело.
Фото: проект "Больше, чем покупка"
Кстати, у нас на портале вы можете узнать, как еще в мире содействуют продажам "добрых товаров".
Автор: Наталия Гладкая
Дата публикации: 16 марта 2020
#инклюзивное трудоустройство #больше чем покупка #поддержка бизнеса1706 8