Привычные каналы продвижения больше не работают: что выбрать социальному предпринимателю вместо Instagram, Facebook и YouTube
Социальные сети, мессенджеры, видеохостинг YouTube, через которые бизнес привык общаться с клиентами, вдруг перестали быть надежными маркетинговыми каналами. Продукты компании Meta – Facebook, Instagram, Twitter – заблокированы. YouTube приостановил все способы монетизации и показ рекламы для российских пользователей. Разберем, чем заменить маркетинговые инструменты продвижения, какие плюсы и минусы есть у оставшихся в России ресурсов.
ВКонтакте
Социальная сеть, у которой есть шанс стать самым популярным ресурсом для российского бизнеса. Уже сейчас активная аудитория ВКонтакте составляет 80 млн человек. Эксперты отметили, что с момента ограничения работы продуктов Meta вовлеченность (ER) ВКонтакте стала сопоставима с Instagram. Рекорд просмотров видео в марте составил 1,75 миллиарда, клипов – 600 миллионов.
Соцсеть предлагает удобные инструменты для разных видов бизнеса – от продажи услуг и товаров до обучающих курсов и туроператоров.
Здесь есть аналоги stories – истории, reals – клипы. Можно публиковать лонгриды, создавать паблики, работать с чат-ботами и рассылками, делать сайты-визитки, проводить прямые эфиры.
«Большинство наших клиентов пользуются социальной сетью ВКонтакте, поэтому через нее рассылаем уведомления и информируем о занятиях, – поделилась Екатерина Зыкова, руководитель детского развивающего центра «Лекотека» из Сыктывкара. – Работать с ВК легко. Нравится, например, возможность размещать видео и запускать таргетированную рекламу, которая эффективна для нашего города и региона.
Заметила, что последние полгода подписчики стали более активными. Прирост идет за счет заинтересованных или «горячих» клиентов».
Плюсы. В соцсети есть внутренний автопостинг (не нужно подключать дополнительные сервисы), удобный и интуитивно понятный рекламный кабинет. ВКонтакте предлагает бесплатное обучение для бизнесменов по продвижению (vk.com/biz/edu), монетизацию авторам сообществ (VK Donut). Также здесь можно создать магазин, интегрировать его с кассой и настроить продвижение.
Кроме того, в соцсети присутствуют многие госорганизации (школы, библиотеки, детские сады), с которыми социальным предпринимателям удобно делать кросс-постинг.
«Группу музея ВКонтакте создали осенью 2021 года, – рассказал Сергей Наумов, основатель воронежского музея «Петровские корабли». – Изначально решили набирать подписчиков без бюджета. Это возможно в данной соцсети, так как здесь много представителей нашей аудитории – молодежь, образовательные организации (детские сады, школы), турфирмы".
Преимущество соцсети для нас – можно публиковать длинные статьи, видео, делать прямые трансляции. Сейчас изучаем инструменты, чтобы отправлять рассылки и подключить чат-бот. Отмечу, что хорошо работает реклама, хотя пользуемся ей крайне редко. Например, когда приглашали посетителей на акцию «Царский понедельник», при числе подписчиков 200 человек ротация составила 14 000 просмотров. В рекламном кабинете удобно анализировать статистику. С отказом от Instagram открываем для себя новые возможности и планируем использовать их комплексно. Дополнительно планируем использовать возможности телеграм-канала».
Минусы. Недостаточный охват постов без дополнительной рекламы.
Одноклассники
Специфическая соцсеть, но если здесь есть ваша аудитория, то можно успешно продвигать бизнес. Основная часть пользователей – женщины старше 35 лет (60 %). Активная аудитория составляет 70 млн человек.
В Одноклассниках есть свои stories – фото-моменты и видеоролики, которые длятся 10 секунд. Здесь можно не только создать группу, но и подключить интернет-магазин (раздел «Товары»).
Эксперты высоко оценивают возможности инструмента OK Live. Это прямые трансляции, которые попадают в ленту не только подписчиков группы, но и всей аудитории социальной сети. Пользователи ОК размещают и просматривают видеоконтент, общаются в чатах.
Плюсы. Продажа внутри соцсети с помощью встроенной системы безопасных платежей без комиссии. Возможность запускать рекламную кампанию с личной страницы, публичной страницы (бизнес) или из группы. Есть удобный «Кабинет бизнеса» и внутренний обучающий портал «ОК.Бизнес», который доступно рассказывает о рекламных и бизнес-инструментах.
Минусы. Пользователи охотнее просматривают публикации друзей, чем сообществ. Не подходит для онлайн-курсов, продажи сложных продуктов.
Телеграм
Это гибрид мессенджера и социальной сети. Многие пользователи Instagram активно переводят туда своих подписчиков. Аудитория в России уже составляет 100 млн человек и продолжает быстро расти.
Здесь есть возможность вести собственный канал, проводить видеотрансляции, публиковать посты, создавать рекламу, что удобно для бизнеса.
На платформе Telegram можно самостоятельно и бесплатно создать интернет-магазин или настроить переход по ссылке.
Плюсы. Дает возможность организовывать конференции, многопользовательские группы и каналы. Есть сервис для рекламы – биржа Telega.in. Хорошо работают боты, рассылки, можно принимать платежи.
Минусы. Ограниченное число инструментов для продвижения – пользователи видят рекламу, только если просматривают конкретный канал. Нет поиска информации по хештегам, сложность модерации комментариев.
Не социальные сети
Видео
Для бизнеса, который использует видеоконтент, встал вопрос его размещения на ресурсе YouTube – почти каждый день появляется информация о скорой блокировке канала. Поэтому стоит переместить лекции, фильмы, запись вебинаров на альтернативные площадки.
Например, на отечественный видеохостинг Рутуб. По последним данным, аудитория в России составляет 14–19 млн и точно будет расти. Платформа уже объявила о возможности монетизации.
Другие варианты размещения видео – видеораздел VK Видео (vk.com/video) с активной аудиторией 30–40 млн, Яндекс.Дзен с ежедневной аудиторией 21 млн.
Яндекс.Дзен
Канал на платформе может стать удобным инструментом продвижения. Здесь есть целевая аудитория для разных видов бизнеса. Ресурс посещают 50 млн человек в месяц.
На Яндекс.Дзен хорошо работает нативная реклама – профессиональные экспертные статьи по теме бизнеса. Также здесь есть формат для материалов – аналогов stories и клипов ТикТок – YouTube Shorts.
Алгоритм Дзена покажет статью или видео пользователям, которым она интересна. Также есть возможность настроить точный таргетинг через личный кабинет.
«Хорошие перспективы видим у своего канала на Яндекс.Дзен, где размещаем видео образовательного характера, этот инструмент заменит YouTube, – считает Сергей Наумов, основатель воронежского музея «Петровские корабли».
Кстати, в марте 2022 года сервис временно перешел на новый алгоритм работы – пользователи будут видеть публикации каналов, на которые есть подписка.
Нет сомнений, что российские сервисы будут работать над улучшением как интерфейса, так и условий монетизации. Будем следить за их развитием и анализировать новые инструменты для вас.
Автор: Юлия Кожева
Дата публикации: 14 марта 2022
#клуб социального предпринимательства #вконтакте #социальные сети1171 8