Классификация российских регионов по потенциалу развития социального предпринимательства
Целью исследования являлась классификация субъектов РФ по потенциалу развития социального предпринимательства и определение регионов, наиболее перспективных с точки зрения запуска программ развития СП.
На первом этапе был проведён анализ данных, характеризующих субъекты РФ по потенциалу развития социального предпринимательства, выбраны регионы с наивысшим потенциалом. На втором – изучалась готовность представителей малого и среднего бизнеса в отобранных регионах к освоению ценностей, норм и практик социального предпринимательства.
Основные выводы
- Главный итог исследования – классификация регионов по потенциалу развития социального предпринимательства и выделение наиболее перспективных для реализации проектов по развитию СП субъектов РФ. По результатам исследования к таковым можно отнести следующие пять регионов: Краснодарский край, Тюменская, Калужская, Ростовская, Иркутская области. В качестве дополнительного региона в группу перспективных может быть включена Республика Башкортостан.
- Склонность к социальному предпринимательству определялась на основе анализа совокупности составляющих: ценностные ориентации, социальная ответственность, инновационность мышления и деятельности, экономическая эффективность бизнеса. Представители малого и среднего бизнеса из выделенных пяти регионов в большей степени, чем из других регионов, в которых проводилось исследование, разделяют гуманистические ценности, проявляют склонность к деятельности, направленной на решение социальных проблем, к инновациям в бизнесе, а также ориентированы на рентабельность и конкурентоспособность бизнеса.
- При анализе результатов исследования выяснилось, что из четырех указанных составляющих меньше всего связана с другими тремя экономическая эффективность. То есть можно предположить, что в сознании части российских предпринимателей пока есть своего рода альтернатива – либо ты эффективен, либо социально ответственен. Этот стереотип, безусловно, является фактором, сдерживающим развитие социального предпринимательства в России.
- Исследование выявило и другие факторы, препятствующие развитию СП. В частности, результаты опросов предпринимателей подтверждают выводы многих исследований о довольно низком уровне социального доверия, слабой предрасположенности к общественной солидарности в российском обществе. Если в кругу своих близких бизнесмены открыты, охотно помогают нуждающимся и могут сплотиться для совместных акций, то они не всегда готовы делать это для широкого круга своих сограждан. Многие предприниматели дистанцируются (намеренно или нет) от того, что не входит в сферу их интересов. Большинство опрошенных (до 70 %) не ощущают или ощущают в незначительной степени свою ответственность за происходящее в их городе или стране. Всё это серьезно препятствует проявлению гражданской активности в деловых кругах.
- Вместе с тем социальная ответственность постепенно становится нормой ведения бизнеса. Например, две трети (66 %) опрошенных предпринимателей поддержали мнение, что «предприниматели, бизнесмены должны наряду с государством и общественными организациями участвовать в решении острых социальных проблем». А каждый третий считает, что в России возможно появление предпринимателей, которые будут создавать предприятия и вести своё дело не с целью получения прибыли, а с целью достижения общественного блага, смягчения социальных проблем. На сегодняшний день актуальной задачей является разрушение стереотипов, продвижение и пропаганда идей социального предпринимательства, поддержка и помощь тем, кто готов работать в соответствии с принципами СП.
- Как выяснилось, потенциал социального предпринимательства оказался сравнительно более низким среди респондентов – владельцев микропредприятий. При этом самый массовый тип организаций в российской экономике – как раз микропредприятия, они составляют, по экспертным оценкам, до 75 % общего числа организаций. Руководители таких предприятий не так массово разделяют идеи и ценности социального предпринимательства, не столь склонны к проявлениям социально ответственного ведения бизнеса, менее инновативны и, наконец, менее эффективны по сравнению с малыми и средними предприятиями. Очевидно, пока они заняты решением задачи скорее собственного выживания.
- Сравнение потенциала СП среди представителей разных отраслей экономики показало, что наибольшая близость к идеям социального предпринимательства сегодня характерна для производственных отраслей. Наиболее далека от идей социального предпринимательства торговля, хотя в экономике РФ предприятия торговли составляют 37 % от общей численности организаций, это самая многочисленная отрасль.
СкачатьКлассификация российских регионов по потенциалу развития СП – первый этап
СкачатьКлассификация российских регионов по потенциалу развития СП – второй этап
СкачатьКлассификация регионов по потенциалу развития СП – презентация результатов исследования
Дата публикации: 15 июня 2012
13 1
Хочешь получать свежие материалы?
Вам может быть интересно