Основные тренды экобизнеса

2017 год объявлен в России Годом экологии. Сохранение окружающей среды — одно из важнейших направлений деятельности социальных предпринимателей. Продолжаем рассказывать о российском опыте развития «зеленой экономики» и предлагаем обзор пяти наиболее заметных тенденций в отечественном экологическом социальном бизнесе.

От экотуризма и фермерских хозяйств до сбора и грамотной утилизации старой одежды — проекты, которые могут стать образцами для дальнейшего тиражирования.

Экотуризм

По оценкам Ростуризма, за минувший год выездной турпоток упал на 19%, но (что закономерно) растет рынок путешествий по стране, частью которого является экотуризм, проникающий во все более удаленные и экологически чистые уголки России. «Зеленый» туризм стал вотчиной социальных предпринимателей — они помогают удовлетворить повышенный спрос на такой отдых, одновременно работая на сохранение природного богатства и развитие экономики удаленных городов, сел и поселков. Социальный бизнес открывает небольшие отели, экологические базы отдыха, организует экскурсионные программы с элементами экопросвещения.

Социально-туристический проект Altourism. Создательница проекта Екатерина Затуливетер решилась на открытие собственного социального турагентства в 2014 году. Она организует поездки в небольшие городки и села России. При этом, помимо ознакомления с достопримечательностями места, туристы вместе делают какое-то важное и полезное дело, например убирают мусор (но не только). Екатерина заранее узнает от местных жителей, какая помощь им нужна, и в зависимости от этого планирует поездки клиентов. В итоге туры от Altourism оказываются одинаково полезны обеим сторонам: и местным жителям, и туристам, в том числе и иностранцам, которые составляют немалую часть клиентов социальной Altourism. Продолжительность туров — минимум два дня, что позволяет клиентам компании гарантированно окунуться в местную проблематику и насладиться особенностями природы и климата.

Финансовую стабильность проекта обеспечивают корпоративные клиенты — крупные компании оплачивают краткосрочные экопоездки сотрудников для сплочения коллектива.

«Большая Байкальская тропа». Этот волонтерский проект в Иркутской области существует уже полтора десятка лет, что подтверждает работоспособность идеи коллективной заботы о природе. Добровольцы как из ближайших городов, так и из других регионов страны из года в год съезжаются в заповедники Забайкалья, где одновременно отдыхают и убирают оставленный другими посетителями мусор, помогают упорядочить турпотоки, прокладывают экотропы и делают много других полезных вещей.

Благотворительные магазины

Магазины, дающие вторую жизнь ненужным вещам, — актуальный и активно работающий на Западе формат социального бизнеса, помогающего бороться с перепроизводством товаров и бедностью. Механизм создания такого магазина состоит в сборе и грамотной переработке или продаже собранных вещей в зависимости от их внешнего состояния.

Сеть благотворительных магазинов Charity Shop, (г. Москва). Социальный бизнес Дарьи Алексеевой основан на сборе, переработке и распределении подержанной одежды, обуви и аксессуаров на всех стадиях их жизненного цикла. Для сбора вещей по Москве расставлены специальные брендированные контейнеры. Их устанавливают в торговых и бизнес-центрах, а также в офисах крупных компаний, которые рассматривают это как возможность проявить корпоративную социальную ответственность. Каждый контейнер дает до 400 кг вещей в месяц, а это без малого 1500 единиц одежды. Так, в марте 2017 года Charity Shop удалось собрать более 20 тонн вещей.

Собранное сортируется и отправляется, в зависимости от состояния, на переработку (например, из тканей делают фирменную ветошь для уборки), на бесплатную раздачу (после санобработки) нуждающимся или на продажу в сети благотворительных магазинов Charity Shop (3 торговые точки в Москве). Самая ценная часть благотворительного ассортимента — брендовые вещи. Они обеспечивают около 20–30% всей выручки и помогают поддерживать на плаву весь проект. Средства, которые остаются после покрытия постоянных издержек, Дарья Алексеева направляет в благотворительный фонд «Второе дыхание», который занимается трудоустройством людей из социально незащищенных групп граждан.

В феврале 2017 года команда Charity Shop организовала серию стажировок — для тех, кто хочет запустить проект, подобный Charity Shop.

Органические продукты: от грядки до прилавка

Продовольственное эмбарго, стартовавшее в 2014-м, благотворно сказалось на развитии отечественных производителей продуктов питания, сделало русскую еду модной и востребованной. На этой волне стали открываться многочисленные лавки, магазины и рестораны, специализирующиеся на отечественной натуральной еде.

LavkaLavka. Стартовой точкой всеобщей любви к экологичным продуктам стал экопроект LavkaLavka во главе с Борисом Акимовым. Он основал кооператив LavkaLavka почти десять лет назад, начав с реализации продукции фермерских хозяйств в крупных городах. Вскоре Акимовым были открыты розничные магазины и одноименные фермерские рестораны авторской кухни с использованием исключительно экологически чистых продуктов. Затем на базе кооператива было запущено собственное фермерское птицеводческое хозяйство в Ярославской области.

Отдельное направление бизнеса — Арктические фестивали «Териберка. Новая жизнь» на территории северного города Териберка, запечатленного в фильме «Левиафан». В июле этого года пройдет уже третий такой фестиваль на берегу Баренцева моря. Цель проекта — привлечь внимание к удаленным городам страны и показать, как можно успешно развивать их экономику, используя местные продукты и народный промысел.

«Свежая» косметика

Экологичность продукции важна не только в питании, но и в уходе за собой. Растущий потребительский спрос на экологически чистую продукцию как для детей, так и для взрослых это доказывает. Западные компании уже давно производят средства гигиены, в основе которых — исключительно натуральные ингредиенты, но их импорт и транспортировка неизменно повышают конечную цену и накладывают на продавцов лишние издержки. Решение в этом случае вновь находят отечественные производители, сумевшие наладить производство натуральной косметики и средств для уборки на территории России.

«Ми&Ко». В основе семейного бизнес-проекта «Ми&Ко» — выпуск средств гигиены из натуральных компонентов: растительных и эфирных масел, протеинов, экстрактов трав. Дипломированный биотехнолог и молодая мама Екатерина Матанцева начала развитие социального предприятия в родном Кирове с производства мыла и стиральных порошков из натурального возобновляемого растительного и минерального сырья. Став, победителем Всероссийского конкурса проектов «Социальный предприниматель – 2012», она получила дополнительные 5 млн рублей беспроцентного займа и смогла расширить производство, а следовательно, и ассортимент выпускаемой продукции. Теперь под брендом компании выпускаются мыло, гели для ванны и душа, шампуни для волос, средства для лица и тела, ухаживающие масла, а также отдельные линейки продуктов для детей и для мужчин.

Изначально продажи осуществлялись только в интернет-магазине, теперь же основной доход поступает от прямых продаж на экомероприятиях и контрактов с сетями дистрибуции. Параллельно с этим Екатерине Матанцевой удается обеспечивать рабочими местами людей с ограниченными возможностями и на разных точках продаж проводить арома-мастер-классы для молодых мам и беременных женщин. Большую часть выручки предприятию приносят оптовые закупки: средства «Ми&Ко» продаются уже в 72 городах России, Белоруссии и Казахстана. Еще один важный источник дохода и социальная составляющая бизнеса — его участие в проекте «Больше, чем покупка!». В его рамках продукция «Ми&Ко» вместе с другими товарами социальных предпринимателей успешно реализуется по всей России уже более трех лет.

Автор: Анастасия Сухорослова

Дата публикации: 27 апреля 2017

#мнение эксперта

 1487   10  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно