В Москве прошел круглый стол «Путь в средний класс: как микрофинансирование может помочь начинающему бизнесу?»
Круглый стол был организован в рамках визита в Россию профессора Мухаммада Юнуса – лауреата Нобелевской премии мира 2006 года.
Мухаммад Юнус – признанный во всем мире эксперт в решении проблемы повышения уровня жизни граждан с невысокими доходами путем их вовлечения в предпринимательскую деятельность. Созданный им банк «Грамин» впервые смог успешно совместить бизнес-принципы с социальной миссией. За два десятилетия банк выдал в виде необеспеченных займов более 6,5 миллиардов долларов США самым незащищенным слоям населения Бангладеш. При этом уровень возвратности выданных средств никогда не опускался ниже 98%.
На круглом столе с участием М. Юнуса представители российских органов власти и финансового рынка обсуждали, как микрофинансирование может помочь малому предпринимательству России. Тем более что, по наблюдениям экспертов, рынок микрофинансирования в стране сегодня демонстрирует быстрый рост, и в ближайшее время будет расти на 30–50%% в год.
Пришло время создавать бизнес нового типа – социальный, считает профессор Юнус. Он определяет его как «бизнес без потерь и без прибыли с социальной целью». Подразумевается, что инвестор возвращает инвестированные средства, но не получает никакой прибыли. Все направлено на достижение социальной цели. Основная задача такого предпринимательского начинания – решение острых проблем общества. Лучше других, с точки зрения Мухаммеда Юнуса, с этой задачей справляется микрокредитование.
«В связи с этим возникает вопрос. Почему банки должны давать в долг бедным, если это не приносит прибыли? Дело не в том, что беднейшие классы не приносят никакой прибыли, а в том, что они не приносят максимальной прибыли, – говорит Юнус. – Вот почему банки не хотят работать с беднейшим классом. Они предпочли состоятельных людей. Их экономическая ориентация подтолкнула их в сторону такого выбора. Для них вопрос не в том, чтобы получить какую-нибудь прибыль вообще, а в том, чтобы получить максимально возможную прибыль». А микрокредитование – бизнес, который ведется ради бедных слоев населения. Главное намерение микрокредитных организаций – помочь людям выбраться из бедности, а не обогатиться за их счет.
В России достаточно денег, проблема в том, куда они направляются, подытожил Мухаммад Юнус. Компании и традиционные банки тратят немалые средства на благотворительность. Почему бы не направить их на микрофинансирование и, тем самым, эффективное решение социальных проблем?
Организаторами круглого стола выступили Национальное партнерство участников микрофинансового рынка (НАУМИР), Департамент поддержки и развития малого предпринимательства правительства Москвы и Ассоциация российских банков при поддержке Российского микрофинансового центра.
Подробно о визите М. Юнуса в Россию читайте в рубрике "Репортажи"
Фото с сайта телеканала «Микрофинансы+»
Дата публикации: 2 апреля 2008
987 31