Иммерсивные ужины в глубинке: молодые фермеры из Кологрива развивают агротуризм
Город Кологрив Костромской области называют гусиной столицей России. Город стоит на левом берегу реки Унжи, а на правом её берегу находится природный заказник «Кологривская пойма», в котором каждую весну останавливаются на отдых тысячи диких гусей, летящих из Европы в Арктику к местам гнездования. В 2022 году, например, орнитологи насчитали в Кологриве около 13 тысяч гусей. Птицы проводят в заказнике месяц с небольшим – с середины апреля до конца мая. Учёные говорят, что это единственное в России место, где можно наблюдать мигрирующих гусей в непосредственной близости.
Так что неудивительно, что именно такое название – «Гусиная столица» – выбрала для своего проекта группа друзей, решивших создать в Кологриве фермерское хозяйство и заняться разведением гусей.
На сегодняшний день «Гусиная столица» включает в себя, во-первых, ферму с птичником (прямо сейчас в нём подрастают 4 тысячи гусят), расположенную недалеко от города на территории бывшего колхоза, а также цех по переработке, который позволил расширить ассортимент производимой продукции до почти 45 позиций, – он находится непосредственно в Кологриве. Реализуется продукция в основном по модели B2B: сырьё и продукты поставляются в рестораны и магазины, в том числе в две известные сети супер- и гипермаркетов.
Но в последнее время партнёры стали прицельно смотреть и на направление B2C: поставили два фудтрака – в Костроме и Плёсе, а ещё придумали, как привлечь людей к себе в Кологрив: решили проводить на своей ферме иммерсивные деревенские ужины.
Специально для портала «Новый бизнес. Социальное предпринимательство» Егор Доставалов, один из руководителей проекта, рассказал о том, как группе молодых фермеров удаётся не просто заниматься своим делом на территории с плохой логистикой, но и развивать его за счёт новых необычных форматов.
Подсобное хозяйство
Будущие партнёры по бизнесу познакомились, когда учились в институте в Москве, – были соседями по общежитию. Ближе к окончанию обучения поняли, что ни в столице, ни в другом крупном городе оставаться не хочется. Главным критерием выбора места, куда бы друзьям хотелось уехать, стала, по сути, транспортная недоступность: город должен был быть небольшим, нешумным и непромышленным. Кологрив – с населением около двух тысяч человек, без железной дороги, в окружении лесов южной тайги – понравился.
Занятие сельскохозяйственной деятельностью стало следующим логичным шагом. «Когда живёшь в месте, где чистая вода и чистый воздух, начинаешь задумываться и о том, что ты ешь», – говорит Егор. Поэтому в 2014 году у друзей появилось личное подсобное хозяйство.
Помимо гусей, завели коров, коз, свиней и кур – все они до сих пор есть в хозяйстве. Но впоследствии, когда задумались уже о том, чтобы производить продукцию не только для себя, решили развивать именно гусеводство. Причин несколько. Во-первых, анализ рынка показал, что в Центральном федеральном округе конкурентов – гусиных ферм, почти нет. Во-вторых, необходимо было учитывать расположение города: до областного центра – Костромы – более 350 км, до Кирова, Нижнего Новгорода, Йошкар-Олы – более 400. Даже до ближайшей железнодорожной станции в городе Мантурово – почти 80 км. Производить в таких условиях массовые низкомаржинальные товары бессмысленно – вся выручка от реализованной продукции уйдёт транспортным компаниям. Поэтому рассматривали сегменты средний плюс и премиум.
И, конечно, не последнюю роль сыграл тот факт, что Кологрив и гуси – это уже очень крепкая связка, в которой заложен хороший туристический потенциал.
Большая ферма, гранты, новые продукты
Понимание того, что птицеводством хочется заниматься уже не в рамках подсобного хозяйства, а в гораздо более крупных масштабах, пришло к друзьям в 2019 году. Параллельно с подачей заявки на регистрацию крестьянского (фермерского) хозяйства они начали искать место для фермы. Заброшенный колхоз с названием «Родина» нашёлся на Авито. «Я приехал туда, посмотрел и понял, что лучшего места мы – четыре недавних студента без капитала, здесь – в районном городе, где построить что-то крайне сложно, так как нет почти никакой инфраструктуры и цена на всё, что связано со стройкой, становится x2, а иногда x3–x4, не найдём», – вспоминает Егор.
Колхоз купили, но на ремонт и строительство нужны были деньги. Пошли за грантами. В программе «Начинающий фермер» молодые фермеры из Кологрива заняли первое место. Чуть позже подали заявку на грант «Агростартап», в нём результаты были поскромнее, но главное, что средства тоже были получены. В этом же, 2019 году проект «Гусиная столица» поддержал Фонд «Наше будущее».
Полноценно ферма и цех по переработке продукции заработали в 2021 году. «Мы сразу пошли в диверсификацию: начали работать с ресторанами, мишленовскими в том числе, с локальными магазинами. В федеральную сеть "ВкусВилл" вошли ещё в 2020 году, в 2023-м заключили договор с "Лентой"», – рассказывает Егор.
Рестораны и магазины заказывают в основном сырьё, причём эти заказы, как правило, сезонные. Гусь воспринимается как праздничная птица, покупают её к Новому году и Рождеству, иногда – к Пасхе. Не сильно зависеть от этой сезонности помогает готовая продукция – «Гусиная столица» производит паштеты, тушёнку, сыровяленых, копчёных гусей и многое другое.
Удачным решением для фермы стал выход на рынок стритфуда – с брендом «ГусьБургер». Продаются бургеры с котлетами из гуся в фудтраках. Первый поставили в декабре 2022 года в центре Костромы. Второй в прошлом году – с июня по ноябрь – стоял в Плёсе. На этот год планы по размещению пока такие же, но начать работать в Плёсе предполагается раньше – в конце апреля или начале мая. «Мне кажется, это правильный шаг. Такая молодежная стритовая история, достаточно популярная сейчас, – говорит Егор. – Кроме того, потом, когда я считал математику по году, оказалось, что один фудтрак даёт реализовать в среднем 5 тысяч голов. Это примерный заказ того же самого «ВкусВилла». Только фудтраки твои, и ты можешь их множить».
Возможно, бургеры из гуся и другие продукты «Гусиной столицы» начнут продаваться в фудмолле «ДЕПО.Москва» – переговоры об открытии там корнера уже ведутся. Но так как за вход в фудмолл нужно единовременно заплатить довольно крупную сумму, во многом итоговое решение будет зависеть от того, удастся ли найти инвестора. Пока присутствие в Москве в таком формате всё же не входит в приоритетные цели проекта.
Кстати, бренды «Гусиная столица» и «Кологривский гусь» москвичам могут быть знакомы. Продукция была представлена на двух гастрономических фестивалях «Вкусы России»: в 2022 году – в Парке Горького, в 2023-м – на Манежной площади. Владельцев фермы пригласили туда как победителей первого национального конкурса региональных брендов продуктов питания «Вкусы России», организованного Минсельхозом. В 2020 году «Кологривский гусь» стал лучшим брендом территории с населением до трёх тысяч человек.
Узнаваемость, агро- и гастротуризм
Победы в грантовых программах и конкурсах не только обеспечивают ферму финансовой и иного рода поддержкой, но и хорошо влияют на узнаваемость бренда. Участие в ярмарках и фестивалях – тоже. Появляются сюжеты на федеральных каналах, статьи в интернете и СМИ. Растут ли после этого продажи? Не всегда. Потому что люди интересуются продукцией, хотят купить, но не всегда могут. «Поскольку точек у нас в той же Москве сейчас, кроме ресторанов, с которыми мы работаем и в которых можно попробовать наши продукты, нет, такое повышение интереса на нас практически никак не отражается, – отмечает Егор. – Поэтому сейчас работаем над тем, чтобы развернуть этот интерес в сторону "приезжайте к нам"».
Первую экскурсию по ферме её владельцы провели в 2021 году для одной заинтересованной семьи, которая сама приехала и попросила показать хозяйство. Приняв ещё несколько таких гостей, партнёры увидели, что посещение фермы пользуется спросом, и решили развивать агротуризм.
Постепенно начали оказывать приезжающим дополнительные услуги, в том числе кормить. И поняли, что это отличное направление: человек сам приезжает, пробует продукцию и нередко покупает её. «Люди едут с нами пообщаться, посмотреть на ферму, им это интересно. Для детей это ещё и некое просвещение – узнать, что мясо не само по себе в магазине появляется. Речь, конечно, идёт не о том, чтобы показать цех переработки, а о том, чтобы сформировать представление, как вообще выращивается что-либо и какие есть производственные процессы», – поясняет Егор. Так что автобусы школьников на экскурсии тоже приезжают.
В 2022 году «Гусиная столица» получила от Минсельхоза России грант «Агротуризм». Полученные средства помогают создать условия для реализации новой идеи, появившейся у Егора после знакомства с Юлией Литвиненко, шеф-поваром из Новосибирска, которая организует иммерсивные ужины. Суть идеи – подключить к агротуризму ещё и гастрономическую составляющую. И уже в прошлом году в старом амбаре недалеко от фермы прошла серия иммерсивных деревенских ужинов. Целевая аудитория – именно туристы. «Есть представление, что такой гастроужин – дорогой, хороший – должен быть в очень пафосном месте, с панорамными окнами и тому подобным интерьером. Мы же любим ломать шаблоны и решили доказать, что может быть по-другому. Важно не место, а наполнение и атмосфера – тех, кто к нам приезжает, мы погружаем в историю глубинки и русской кухни, – говорит Егор. – Стоит такой ужин недёшево, но для гостей из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Ярославля цена точно подъёмная».
Приезжают поужинать, кстати, и шеф-повара: кому-то интересно, как такой формат реализуется в глубинке, кто-то ищет качественную продукцию.
В этом году, как предполагается, тематические вечера будут ещё уютнее, ведь деньги гранта позволили полностью реконструировать амбар. Первый иммерсивный деревенский ужин в «Гусиной столице» состоится уже в ближайшее воскресенье – 28 апреля. Посмотреть программу и узнать, как записаться, можно здесь.
Всего в этом году планируется провести шесть ужинов. То есть это точно будет не поточное мероприятие. И не массовое: хотя в амбаре можно свободно разместить почти 80 человек, полной посадки не будет – чтобы не терялась камерная атмосфера, каждый ужин будет рассчитан не более чем на 40 человек. «В прошлом году мы провели три таких ужина, не все желающие смогли на них попасть. И как только мы объявили о первом ужине в этом году, они сразу на него записались. Так что и дальше будем работать примерно так же: пусть лучше будет запись на полгода вперёд, но эта запись – на уютное мероприятие с чётко ограниченным количеством человек. Мы очень сильно вкладываемся в эти вечера: находимся с людьми всё время, делимся своей историей, своими эмоциями. При этом и подпитываемся от них сами – такое общение очень сильно помогает работать, потому что, когда ты постоянно в своей рутине, так или иначе появляется некая замыленность взгляда. Поэтому мне хочется, чтобы всё было размеренно, несколько раз в год», – объясняет Егор.
Задача таких ужинов, по словам их организаторов, с одной стороны, – замедлить для гостей время, ведь в Кологриве оно течёт неторопливо и тягуче, и погрузить их в настоящую русскую сказку. Ужин состоит из нескольких «отделений», каждое связано с каким-то сказочным сюжетом. Например, в один из этапов подаётся десерт «Щедрое яблоко», название отсылает к одноимённой сказке известного земляка – художника и писателя Ефима Честнякова, о котором гостям, разумеется, рассказывают.
Кроме того, хочется показать кологривчанам, что и такое направление туризма в городе можно и нужно развивать.
Интересно, что проведение ужинов помогает и другим местным фермерам. Кто-то привозит и продаёт в сувенирной лавке «Гусиной столицы» свои сыры. У соседней козьей фермы покупается творог для сырников и сгущённое козье молоко на завтрак для гостей. А после завтрака их могут отвезти к другим соседям – покататься на лошадях.
Так что ферма «Гусиная столица» выступает сейчас как некий агрегатор интересных локальных предложений. А поскольку есть запросы на полноценные туры выходного дня, в планах – организовывать и их. В Кологриве есть что узнать и на что посмотреть. Помимо красивой природы и увлечённых людей, занимающихся сельским хозяйством, у города есть талантливые уроженцы, в том числе художники и писатели, да и сама по себе его история очень интересна – чего стоит одно его название.
«Я искренне верю в то, что туризм – едва ли не единственный способ вытащить город на хороший инфраструктурный уровень. Хочется, чтобы Кологрив, как тот же Плёс, получал деньги от притока туристов», – делится Егор.
Что дальше?
В 2023 году «Гусиная столица» перешагнула порог безубыточности и начала работать в плюс. Теперь в планах – увеличить долю готовых продуктов в общем объёме производимой продукции и полностью автоматизировать производство. А ещё – запустить новые линии, ведь пока работа ведётся только в одном из четырёх зданий бывшего колхоза. То есть перспектива вырасти кратно есть, и сейчас руководители фермы думают о том, как привлечь инвестиции на эти цели.
В более отдалённой перспективе – запуск инкубатория. Это позволит сформировать своё родительское стадо и выводить птицу самостоятельно, а не закупать суточных гусят в другом регионе. «У нас есть инкубаторы, но пока не хватает кадров и хорошего помещения. Если саккумулируем деньги за несколько лет, займёмся. Если не саккумулируем, но поймём, что нам точно это нужно, пойдём за инвесткредитом или, возможно, за каким-то грантом», – говорит Егор.
И, конечно, цель на все времена – повышать узнаваемость регионального бренда «Кологривский гусь».
Фотографии предоставлены Егором Доставаловым.
Автор: Мария Шувалова
Дата публикации: 23 апреля 2024
#социальное предпринимательство #история успеха #костромская область #социальный бизнес1026 7