История про «Многосад»
Среди самых очевидных официальных признаний заслуг фирмы перечислим: в качестве поставщика малых архитектурных форм для детского парка в Южном Бутове фирма отмечена дипломом победителя в номинации «Объекты ландшафтной архитектуры» в городском конкурсе «Лучший реализованный проект 1990–2000 годов в области инвестиций и строительства». В актив «Полисада» победа в конкурсе «Московский дворик», дипломы ВВЦ и Министерств образования РФ, Российской ассоциации производителей аттракционов, 3 медали Международного салона промышленной собственности «Архимед», регулярное и успешное участие в Московском фестивале цветников, многочисленные грамоты и благодарности окружного, городского и всероссийского уровня.
Количеством дипломов, положительных отзывов и при этом низкой ценой при отличном качестве продукции – непревзойденный конкурент для аналогичных фирм.
«Полисад» включен в реестр компаний, участвующих в благоустройстве г. Москвы.
15 сотрудников фирмы награждены Золотой медалью ВВЦ, среди них инвалиды детства по слуху.
Одни из первых, кто провел все свои изделия через экспертизу «Москапстроя» и в комитете по ценообразованию при правительстве Москвы.
Количество сотрудников: 12 человек.
Контакты: Россия 105037 МоскваУл. 1-я Прядильная, д. 9Тел: (495) 164-99-68Факс: (495) 165-84-93
Как все начиналось
Название фирмы «Полисад» состоит из двух частей: «поли», что означает «много», и «сад» – авторская аббревиатура, представляющей первые буквы трех слов: скульптура, архитектура и дизайн. «Сад» можно перевести по-другому: «спортивно-атлетический дом». Потому как до производственной фирмы у Перегудова был еще спортивный клуб греко-римской борьбы для детей из малообеспеченных семей.
У основателя «Полисада» Александра Ивановича Перегудова богатая событиями биография. В 1989 году, когда началась перестройка, он захотел открыть свое дело. До регистрации Перегудов и его ближайшее окружение работали как творческая группа. В декабре 1990 года было зарегистрировано малое проектно-производственное коммерческие предприятие «Полисад». Его учредителем стал МАК – Московская ассоциации комплексного развития, проектирования, озеленения, эксплуатации центра города Москвы, в состав которого компания и входила в то время. У Перегудова сложились хорошие отношения с руководством МАК, и им дали беспроцентный кредит 50 тысяч рублей. Этих средств должно было хватить на решение организационных вопросов, подбор помещения под творческие мастерские (как самый дешевый из видов аренды в отличие от производственных и офисных площадей).
Производственного цеха сначала не было, он появился только в 1991 году. И фирма практически с самого начала осела в небольшом подвальчике в Первомайском районе Москвы, где до сих и обитает ее администрация. В этом самом подвальчике группа энтузиастов-умельцев и друзей Перегудова начали заниматься проектированием и производством по собственным технологиям, позволявшим перерабатывать бросовые материалы: спиленные в городе или лесопарке аварийные деревья. Из них делали строительные модули – полые цилиндры, шары из дерева, из которых выстраивали функциональные конструкции и декор. Аренду платили как малое предприятие. Одновременно искали других специалистов, а также списанное оборудование.
В это же время к группе присоединился Геннадий Шведков – первоклассный слесарь-инструментальщик и слабослышащий человек. Благодаря ему «Полисад» стал производить собственные станки и оборудование. Позже он привел сюда других людей с проблемами слуха, с которыми учился в специальной школе. Так в судьбе Перегудова и «Полисада» возникла и осталась на целых 15 лет тема слабослышащих людей.
Социальный эффект – раз
«Полисад» стал социальным предприятием. А Перегудову пришлось выучить язык жестов. Уроки он брал у ребят из специализированных школ и училищ, с которыми у фирмы постепенно сложились хорошие отношения. Ребята приходили в «Полисад» в качестве практикантов, а потом оставались на постоянную работу.
Из этого важного эпизода выросло целое социальное направление в деятельности «Полисада». Его цель состояла в создании современных рабочих мест для инвалидов с детства по слуху. Российская реальность такова, что инвалиды с детства, в том числе и инвалиды по слуху, оказываются не вполне подготовленным к самостоятельной и полноценной жизни в обществе. Зачастую представители этой группы нашего общества попадают под влияние криминальной среды. Известно, например, что слабослышащие часто становятся продавцами наркотиков, так как они владеют языком жестов, непонятным всем остальным.
Характер производственной деятельности «Полисада» давал возможность для самореализации слабослышащих в профессиональном смысле (они приобретали и оттачивали прекрасную, приносящую уверенность в себе и гордость специальность), эстетическом отношении – вместе с остальными собственными руками они создавали красивые, яркие, приятные в контакте предметы, которые затем украшали улицы родного города. Не последнее соображение – материальное, однако, как рассказывают очевидцы, оплата труда играла далеко не самую важную роль в их мотивации. (Хотелось бы сразу уточнить, что для большинства людей с ограниченными возможностями доступ к честному заработку и заработку вообще в сегодняшних условиях достаточно ограничен, поэтому все-таки не следует недооценивать условия, которые существовали в «Полисаде» для этой категории молодых людей).
Получая профессию в «Полисаде», ребята социализировались. Самое важное – им было интересно жить, они чувствовали себя востребованными, полезными и могли реализовать свои способности. А еще – им было просто хорошо и веселее вместе, рядом с наставниками и опытными старшими, в чистом, пахнущем опилками цехе. Во время обеденных перерывов они играли в футбол и баскетбол. За время своего существования в Москве через «Полисад» прошло более ста подростков и молодых людей с нарушениями слуха. Кому-то цифра может показаться не великой, но за ней стоят реальные человеческие судьбы.
Социальный эффект – два
«Полисад» развивал и другое социальное направление. Детские площадки как сферу приложения своих талантов и усилий Перегудов выбрал не только из любви к детям (у него было уже две дочери). Перегудов воспитывался в семье, где всегда были художники. Он и сам мечтал стать художником. Поэтому «Полисад» строит такие площадки, создает такие формы, среди которых ребенок не только отдыхает, но и развивается физически и интеллектуально. Дизайнером изделий в фирме работает старшая дочь Перегудова – Ирина.
Теоретические обоснование своему подходу творческая группа нашла в работах известного итальянского педагога и врача Марии Монтессори. Детские спортивно-игровые комплексы «Полисада» разрабатывались с учетом положений ее системы развития детей. Игра на таких площадках помогает выработать координацию и совершенство движений, укреплять вестибулярный аппарат, создает радость и приносит удовлетворение от собственных действий, а также от коллективных игр. Эти комплексы неоднозначны, здесь ребенок должен прибегнуть к своей фантазии, т.к. в отдельных геометрических фигурках он может узнать героев и персонажей, известных из сказок, книг, мультфильмов. Игровые фигуры изготовлены и составлены таким образом, что выступают как отдельные структуры, как примеры соотношения формы, цвета, размера, веса различных материалов. Такое разнообразие, доступное как зрительно, так и тактильно, должно пробуждать в ребенке исследовательский интерес, фантазию, смышленость.
Помимо этого, наряду с использованием традиционных технологий в изготовлении детских спортивно-игровых комплексов в фирме «Полисад» разработана, запатентована и успешно применяется нетрадиционная технология. Эта технология делает детские игровые комплексы намного прочнее, сокращает опасность травматизма детей до минимума, т.к. в этих конструкциях практически отсутствуют острые углы. А основная часть несущего металлического каркаса закрыта деревом.
Экологический эффект – три
Существует и третья отличительная сторона бизнеса «Полисада». Она тоже касается нетрадиционной технологии производства. Эта технология дает возможность использовать мягколиственные породы деревьев, в том числе городские тополя, липы, клены и другие, полученные в результате санитарных вырубок аварийные деревья. Из бросового сырья можно делать модули для архитектурных форм, детских игровых площадок, а также для интерьеров и экстерьеров коттеджей.
Находчивые и умелые мастера «Полисада» смогли воспроизвести ныне забытый рецепт специального раствора для дешевого и безопасного антисептирования древесины. Покрытые этим раствором малые архитектурные формы и детские комплексы не требуют ремонта и не теряют формы на протяжении долгого времени. Фактически, говорят очевидцы, с момента монтажа (лет десять тому назад) по сей день.
Проблемы московские
Однако в 2005 году относительно счастливому течению биографии «Полисада» все-таки суждено было измениться. Невесть откуда в органы власти посыпались анонимные жалобы. Дескать – вибрации, пахнет краской, шумно, даже – террористы собираются. Одновременно нагрянули несколько проверок, которые забирали ценное время и порядком трепали нервы. В результате использование площади было признано нецелевым, производство было прекращено. Высушенный тремя насосами и очищенный от крыс и комаров подвальчик жилого дома (на самом деле жильцы были крайне благодарны «Полисаду» за чистоту) постепенно терял свой хозяйский вид.
Собственно, основная проблема «Полисада» – отсутствие производственных площадей. В городе Москве небольшой фирме, которая аккуратно уплачивает налоги, ведет «белую» бухгалтерию и – немаловажно – продолжает производить качественную продукцию практически невозможно арендовать необходимую площадь для работы тяжелых и шумных станков и оборудования. Уточню еще разок: если при этом не вписываться в какие-то непрозрачные схемы и отношения. Очень дорого. Все очень дорого. Арендная плата (которая может в два раз увеличиться на следующий день после подписания арендного договора). Высокие налоги (правда, сейчас новые малые предприятия освобождены от уплаты налогов с прибыли в первые два года после регистрации; задумаемся, к чему такое положение подталкивает предпринимателей?). А еще масса неназываемых административных барьеров и препон.
На своем веку «Полисаду» приходилось столько много раз переезжать в силу невозможности вкладывать средства в обустройство неофициально арендованных помещений. Это обстоятельство не давало наращивать мощность производства. Производство одного детского комплекса, допустим, обходится в 150 тысяч рублей, на него работает бригада из 4–5 человек целую неделю. А месячная арендная плата, допустим опять же, составляет 200 тысяч. Невыносимые условия.
Еще одна особенность производства фирмы – ее сезонность. Заказы начинаются, когда сходит снег и становится тепло, а перестают поступать, когда ложится первый снег. Можно было бы обойти и это обстоятельство, если была бы возможность арендовать складские помещения. Но они тоже стоят заоблачных средств. Арендовать за МКАД? Возможно. Например, на расстоянии 50 км от Москвы нашли и производственные, и складские помещения. Только ни слабослышащие, ни люди с нормальным слухом ежедневно туда ездить не смогут. Так, комплексного решения в столице и не удалось найти. Например, можно было приобрести площадь в собственность. Но это не просто: сразу выкупить нельзя, нужна аренда с последующим выкупом.
В 2005 году все производственные станки и оборудование «Полисада» были демонтированы и перевезены в Ярославскую область на берег Волги, на собственный дачный участок Перегудова. Никто не мешает, не проявляет излишнего интереса, да и воздух чистый! Работают, правда, не те самые ребята, только пара старых да верных мастеров осталась. Заказы продолжают поступать, и «Полисад» продолжает украшать дворы и площадки Москвы.
Вопрос, который хотелось бы задать, следующий. Суждено ли «Полисаду» существовать в своем первоначальном значении и при этом оставаться социальным предприятием? Ведь до 2005 года он обладал всеми необходимыми признаками – инновационная деятельность, практическое решение проблем определенной группы людей и очевидный экологический и социальный эффект.
Специально для портала «Новый бизнес: социальное предпринимательство»
Июнь 2008
Полное название организации: ООО «Полисад».
Год основания: 1990.
Основатель и руководитель организации: Александр Перегудов.
Тип организации: коммерческая.
Сфера деятельности: производство развивающих детских игровых и спортивных комплексов, больших развивающих модульных игрушек, малых архитектурных форм для благоустройства дворов и парковых территорий.
Виды услуг: производственно-проектные.
Целевая группа: юридические и физические лица; дети; слабослышащие люди.
Результаты деятельности: За 18 лет работы коллектив «Полисада» добился многого. В его оригинальных разработках около 100 позиций: песочницы, лианы, карусели, качалки-балансиры, лабиринты, бумы, теремки, горки, беседки, парковые скамейки и диваны, ландшафтные скульптуры. Все они – плод упорной творческой совместной деятельности профессионалов в области психологии, эргономики, дизайна.
Автор: Инга Пагава
Дата публикации: 24 июля 2008
#развитие детей #полисад #социальное предприятие #александр перегудов918 69