Конаковский фаянс: сделано с любовью
Фарфорово-фаянсовых производств в России остались считанные единицы. В том, что жив конаковский фаянс, чьи статуэтки украшали даже кабинет королевы Елизаветы, "виноваты" чудо, Валерий Солонбеков и… любовь.
"Жирафик" для королевы
200 лет тому назад, в 1809 году, в селе Кузнецово (будущий город Конаково) Тверской губернии было основано одно из старейших фарфорово-фаянсовых производств России. В 1870 году оно отошло к "королю русского фарфора", поставщику императорского двора Матвею Кузнецову. Это был расцвет конаковского фаянса, многочисленные медали на Всемирных выставках в Париже и Чикаго. Секрет был в том, что завод производил не только посуду, но и всевозможные жанровые статуэтки на сюжеты картин русских художников: "Отставной солдат", "Дед с внуком", "Прачка" и т. д. Многие экспонируются в музеях России.
Завод выстоял в революцию и Гражданскую войну. В Великую Отечественную здесь производили фаянс на нужды госпиталей и работу не прекращали, даже когда враг был в 20 километрах от Конаково.
После войны конаковские фаянсовые статуэтки были, пожалуй, самыми распространенными сувенирами из Страны Советов. В 70-х годах сотрудник дипкорпуса преподнес в подарок английской королеве статуэтку "Жирафик". Елизавета II была очарована и в одном из интервью рассказала, что "Жирафик" – самый теплый предмет в ее кабинете.
К 1991 году мощность завода составляла 100 миллионов изделий в год. На заводе трудилось около 5000 человек. Но в 2006 году завод начал процедуру банкротства. По сути, этот народный промысел – фаянсовый бренд России – был обречен.
Без воды и канализации с печкой-буржуйкой
"В 2009 году завод был уже частично разрушен, 24 тысячи квадратных метров площадей были без окон и дверей, оборудование сдано на металлолом, – вспоминает директор "Конаковского фаянса" Валерий Солонбеков. – От производственных площадей осталась только художественная лаборатория в 500 квадратных метров, которая была без воды, без канализации и отапливалась печкой-буржуйкой, где работало всего несколько человек, знавших все секреты и технологии конаковского фаянса".
В 2009 году Валерий Солонбеков решил создать на производственных площадях бывшего фаянсового завода бизнес-инкубатор, а на базе художественной лаборатории –предприятие по производству фаянсовых изделий по традиционной классической технологии, неизменной со времени изобретения фаянса.
Бизнес-инкубатор не получился, а маленькое предприятие по производству фаянса он уже не смог бросить. Хотя изначально не собирался заниматься керамикой. "Я просто оказался в нужное время в нужном месте", – считает Солонбеков.
В самую трудную минуту
Изначально было понятно, что у фаянсового проекта сильная туристическая составляющая. И нужно было искать землю, где построить новое предприятие, которое могло бы производить художественный фаянс и принимать туристов. Землю нашли, несколько лет ушло на ее оформление, к участку подвели все коммуникации, построили коробку здания, и… тут кончились деньги. Будущее конаковского фаянса снова оказалось под большим-большим вопросом.
"Фонд "Наше будущее" протянул нам руку, наверное, в самый критичный момент, – считает предприниматель. – В 2017 году мы выиграли конкурс и получили финансирование. В мае 2018 года мы закончили строительство, а в июле все функциональные зоны туристическо-производственного центра были запущены. Говорю совершенно искренне, если бы Фонд тогда нас не профинансировал, вряд ли бы мы сейчас открылись".
Ядром нового производства стали сотрудники бывшей художественной лаборатории завода – художники и технологи, знавшие все секреты производства и поверившие, что традиции конаковского фаянса еще можно возродить.
"Я думаю, что дело не в вере, а в любви, – говорит он. – Как же сильно надо любить, чтобы 9 лет работать без водопровода, топя печь дровами!"
В основном это уже люди серебряного возраста, и им нужно передать кому-то свои знания, нужна новая смена профессионалов. И сейчас эти художники преподают на мастер-классах и курсах керамистов на "Конаковском фаянсе". А благодаря участию Фонда "Наше будущее" в этом году все курсы бесплатные.
Керамическая лавина
Сейчас "Конаковский фаянс" занимает 765 кв. м, ассортимент – 600 наименований. Каждое изделие сделано вручную и абсолютно уникально.
В каждой фаянсовой фигурке много элементов, которые делаются отдельно, например голова, рука, тело… потом все это вручную собирается. И как бы мастер ни старался, все равно одна статуэтка будет чуть-чуть отличаться от другой. Как бы художник ни пытался одинаково ее расписать, но каждая будет немного иной. От этих вещей исходит тепло, которого не встретишь в штампованных сувенирах из китайского интернет-магазина. Между ними просто космическая разница.
"Мне нравится фаянс. Сам потихоньку учусь его делать как подмастерье. А что? Ведь не боги горшки обжигают", – говорит Валерий Солонбеков.
Кузнецовский, а затем и конаковский завод был уникален еще и тем, что имел собственное производство керамических масс и делал их под нужные характеристики. В этом году закрылся российский фарфоровый завод, где конаковцы закупали керамические массы. Может быть, именно поэтому у Валерия Солонбекова такое неординарное представление о будущем керамики в Конаковском районе: "Это должна быть масса талантливых художников, которые владеют частными мастерскими. Возможно, те самые дети, которых мы сейчас обучаем. А туристический поток скупает все их шедевры. Только тогда, я верю, керамика в Конаково не умрет. Завод, предприятие – они зависят от собственника, его сил и ресурсов, разных людей и обстоятельств. И все это зыбко. Но если ты всерьез любишь свое дело, как я люблю конаковский фаянс, то ты должен сделать его лавиной, чтобы она не зависела от внешних обстоятельств. Конаковский фаянс как народный промысел устоит только в том случае, если будет не один производитель, а много талантливых, которыми так богата Русская земля".
Фотографии предоставлены Валерием Солонбековым
Автор: Наталия Гладкая
Дата публикации: 15 января 2020
2323 8