Креативный кластер в сердце Урала. Как объединить творчество, бизнес и воплотить мечту в жизнь

Рядом с Екатеринбургом есть удивительное место – город Сысерть, в котором сохранились руины старинного железоделательного завода Турчаниновых-Соломирских. Это «яркий осколок горнозаводской цивилизации», сформировавшейся на Урале в XVIII веке. К сожалению, с каждым годом таких мест остается все меньше. Всего несколько лет назад надежды на возрождение исторического облика Сысерти было мало. Но пришла команда с уникальным смелым проектом и начались перемены.

Чугунолитейный завод Турчаниновых-Соломирских

Поводом к развитию территории стал приход молодого мэра Дмитрия Нисковских, который приступил к работе в Сысерти в 2017 году. Тогда горожане вместе с краеведом Александром Савичевым показали ему завод и исторический центр. К этому времени большая часть когда-то процветающего чугунолитейного завода Турчаниновых-Соломирских превратилась в руины. А ведь это центр города и памятник архитектуры. Так строили заводы в XVIII веке – сначала возводили цеха и рабочие постройки, а следом вокруг – поселение. Завод, который был центром экономической и социальной жизни, к концу ХХ века пришел в упадок, а в 1997 году «сердце» города и вовсе остановилось. Территория завода превратилась в небезопасную заброшку, металл вывезли, а здания стали разрушаться.

Туризм в Свердловской области – хорошая идея. В этом был убежден бизнесмен Ян Кожан. Его вдохновил пример старого индустриального региона Рур в Германии, где промышленное наследие стало новым драйвером развития – местом, привлекательным для туристов. Ян решил: «А чем мы хуже, у нас потенциала даже больше» – и исследовал все, что осталось от горнозаводского наследия Урала. Все дороги вели в Сысерть. В советское время это направление считалось курортным – с благоприятной экологией, рекой, небольшим числом промышленных предприятий.

Дмитрий Нисковских и Ян Кожан познакомились в 2018 году – оба интересовались обновлением Сысерти. Было понятно, что для туризма необходимы сервисы, а тем, в свою очередь, – постоянные клиенты и качественные управленцы.

Ян к этому времени уже успел открыть первую в регионе сеть бургерных, коворкинг «Соль», реализовал проект «Огонь-пляж». Но для развития целого пространства больше подходил некоммерческий формат. Так появилась НКО «Агентство развития Сысерти» с основной целью – объединить усилия власти, бизнеса и сообщества, чтобы сделать Сысерть лучшим местом для жизни. Однако к этому времени большинство жителей не хотели ничего менять и не видели возможностей для перемен.

Тогда в город отправился настоящий «десант» из Екатеринбурга – знакомиться с местными активистами, исследовать территорию, формировать стратегию развития. Точкой старта позитивных изменений стал исторический центр города, который объединяет пруд, плотину, усадьбу Турчаниновых-Соломирских и, конечно, руины завода.

Информационно-туристический центр

Первым объектом, созданным усилиями команды агентства и администрации города, стал информационно-туристический центр – точка коммуникации с туристами.

Мы искали любые варианты финансирования, – поделился Иван Губанов, фандрайзер агентства. – И как раз в 2019 году в области выделяли субсидии на развитие инфраструктуры для туризма. Мы дополнили выделенную сумму – 2,5 млн рублей, средствами из бюджета муниципалитета и инвестициями местного бизнеса. Собрали 7 млн рублей и построили информационно-туристический центр – «третье место» для городского сообщества, с кофейней, зоной отдыха, туалетом.

Кофейня внутри нового здания оказалась притягательной для местной молодежи и мам в декрете. Они полюбили приходить сюда за ароматным напитком. Это была первая искра, и она внесла позитивный настрой в жизнь маленького города.

Ре-школа

Руины, пусть живописные и с расчищенными улицами, нужно было преобразовывать. Команда придумала оригинальное решение. Рассказали о Сысерти известному архитектору Наринэ Тютчевой. Именно ее бюро в свое время восстанавливало Трехгорную мануфактуру в Москве. Для творческого человека возможность создать проект без каких-то ограничений оказалась заманчивой. Наринэ собрала 30 архитекторов со всей страны. Так появилась «Ре-школа». В ее рамках энтузиасты устроили на территории завода временный лагерь, в котором жили, изучали город, общались с местными, проводили опросы. Потом все разъехались и месяц удаленно дорабатывали концепцию развития завода.

Идея была отличная – создать креативный кластер. И нужно-то для этого «всего» 2 млрд рублей. Казалось, найти такие инвестиции для маленького города невозможно. Но не для ребят из команды развития Сысерти. Они решили идти к мечте маленькими шагами. Проверять гипотезу и каждый год воплощать часть замысла.

Лето на заводе

Концепция участников Ре-школы понравилась нам, но следовало проверить, нужен такой проект городу или это наша фантазия, – рассказал Иван Губанов. – Поэтому в 2019 году задумали тестовую активацию территории «Лето на Заводе». В 2020 году при поддержке Фонда президентских грантов, Агентства стратегических инициатив и сотен неравнодушных людей завод ожил. Почти все лето мы вместе с волонтерами очищали и приводили в порядок территорию, создали минимальную летнюю инфраструктуру для мероприятий, сделали первый и пока единственный «общественный газон» в Сысерти. 8 августа открыли двери и обалдели. Видимо, люди так устали от пандемии и были заинтригованы локальной историей, что за 1,5 месяца завод принял 20 000 посетителей (для сравнения: население Сысерти 21 000 человек).

Итогом первого сезона стала активация площадки, появление первых резидентов – бизнесменов, и самое главное – веры людей в возможность позитивных изменений.

А еще директор креативного кластера Илья Орлов-Бунин спродюсировал спектакль-променад Татьяны Панаиоти. Кукол для представления создал художник из Голландии, а главным героем выступил… – старый завод. Зрители передвигались по территории и в какой-то момент становились актерами. Билеты раскупили очень быстро. Сама автор после такого успеха решила организовать театр в Сысерти – с помещением помогает администрация города.

– Во втором сезоне, в 2021 году, реализовали на территории завода творческий лагерь Ural Creative Camp. Получили поддержку Росмолодежи и местных предпринимателей. Приехали художники, журналисты, творческие ребята со всей России, жили в армейских палатках, между прочим, очень комфортных. Участники разделились на цеха – по созданию контента: продуктовый (бизнес-идеи), экскурсионный и перформанс. Еще одним экспериментом стала арт-резиденция. Завод преображался на глазах. Стены украсили яркие муралы, в отремонтированных зданиях заработали творческие мастерские, на территории создали 23 арт-работы в жанре site-specific, – поделился Иван.

Ценным достижением команды стали местные стартапы – площадка превратилась в своеобразный акселератор для бизнеса. Теперь молодежь Сысерти не отправляется в поисках интересных вакансий в Екатеринбург, а пробует свои силы здесь.


Акселератор на заводе

Первым опытом стал проект Антона Рудакова, владельца пиццерии Pizza station. До 2019 года он работал по найму, а потом собрал передвижную печь для пиццы, чтобы готовить на огне. Но в это время началась пандемия, в Екатеринбурге дело не пошло. Он задумал продать печь, написал команде и получил предложение поработать на заводе во время субботника – готовить пиццу участникам. В первый же день у Антона раскупили все 30 пицц, во второй – 50. Он остался в Сысерти до середины осени, а когда наступили холода, открыл в городе постоянное заведение.

Другой успешный пример – кофейня «Море кофе» Даши Казаковой. В 2020 году после годового путешествия она вернулась в родной город, а уехать из-за карантина не смогла. Решила реализовать давнюю мечту – открыть свое дело. Купила морской контейнер, пригласила профессионального дизайнера. Жителям понравилось новое место и новые идеи, например, собакам в заведении рады и предлагают водичку – «Догпучино». Кстати, Даша решила тиражировать свою бизнес-модель в малых городах.

Больше всего поражает история охранника завода Сергея. Он сразу включился в работу команды – помогал как волонтер. И скоро его должность переименовали в «хранитель завода». Мужчина с интересом наблюдал, как развивают бизнес Антон и Даша, и решил стать предпринимателем. Он приобрел красивый холодильник для торговли мороженым, заработал за лето достаточно средств и готовится расширить дело. В агентстве считают, что предприниматели, которые «запускаются» на заводе, – нового типа. Ребятам важно стоить бизнес на ценностях, улучшать пространство вокруг себя. Антон, например, на собственные средства забетонировал лужу около остановки, где открыл ресторан, – а ведь ее помнили еще старожилы города и просто обходили стороной.

Кстати, у агентства своеобразный подход к партнерству с резидентами. Нет фиксированной аренды. Вместе с предпринимателями считают прибыль и определяют посильный процент, который вкладывают в развитие территории.

Социальный эффект

«Лето на Заводе» – только вершина айсберга. Агентство помогло муниципалитету выиграть в федеральном конкурсе благоустройства, и в городе появилась современная набережная. При поддержке Фонда Потанина команда планирует создать в селе рядом с Сысертью рекреационную зону для местных жителей. Все это влияет на привлекательность территории для инвесторов.

С 2018 года ребята из агентства прошли стадию от «Вы сумасшедшие – тут ничего не взлетит!» до «А где у вас есть участки, куда можно вложиться?» В Сысерть начали инвестировать.

Уже сейчас заметно, как возрождение завода меняет город, – рассказал Иван. – Горожане начинают открывать собственный бизнес, появляются творческие мастерские. Предприниматели видят перспективу для инвестиций. Растет стоимость недвижимости. В Сысерти начали строить гостиницу категории 4 звезды и SPA-отель. А еще территория стала привлекательной для проведения мероприятий. На этом уже можно зарабатывать.

Если заглянуть в будущее

Не все получается гладко, как хотелось – несмотря на известность проекта, капитальной инфраструктурой завод еще не обзавелся.

Например, в ноябре 2020 года агентство выиграло грант на строительство глэмпинга. Но деньги получили только в сентябре 2021, хотя это летнее сооружение. Делать пришлось спешно, иначе средства пришлось бы вернуть. Завершили работы к декабрю.

В 2022 году планируют запустить первую круглогодичную площадку креативного кластера «На Заводе», где разместятся коворкинг и мастерские. Слово «лето» из названия пропадет – работать будут круглый год. С помещением помогает администрация округа, с оснащением – Фонд культурных инициатив. Часть территории и цехов продолжают осваивать тактическими способами – латанием крыш и укреплением стен. Идет активный сбор на восстановление мартеновского цеха. В нем, кстати, можно поучаствовать.

Главное, что у проекта есть идея, которую точно сформулировал креативный лидер проекта Илья Орлов-Бунин: «Креатив – новое железо». Когда-то старинный завод прославил металл, теперь, на новом витке развития, его место должны занять творческие инициативы и креативные бизнесы.

«Агентство развития Сысерти» объединило людей вокруг неожиданной идеи. Их опыт показывает, что даже в маленьком городе проект за 2 млрд – не такая уж несбыточная мечта.

Автор: Юлия Кожева

Дата публикации: 16 мая 2022

#социальное предпринимательство #история успеха #креативный бизнес

 2214   7  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно