В природе вещей, или Благотворительный магазин Danke-Shop
Сделать хорошее дело — похвально. Усвоить привычку помогать другим — еще лучше. Но возвести добро в систему и поставить на прочные финансовые рельсы — это случай неординарный. Предприниматель из Калининграда Андрей Громнюк сумел соединить, по мнению многих, несоединимое — филантропию и бизнес.
Андрей адаптировал западный опыт к нашим реалиям и открыл первый в своем городе благотворительный магазин. Часть выручки от проданной в Danke-Shop одежды он направляет на лечение больных детей. Мы решили выяснить, какие факторы помогли этому социальному предприятию добиться успеха. А раз уж речь идет о вещах, наш материал будет прошит, как красной нитью, одной очень наглядной историей.
История одного платья. Часть 1: Петровы
У Петровых генеральная уборка. Многоуважаемый шкаф — настежь. На полу — гора брендовых вещей вперемешку с китайскими «абибасами». Эта пестрая куча давно пытается вытеснить семью с 33 квадратных метров. Но Петровы наносят куче упредительный удар.
Петров-папа, скрепя сердце, прощается со своей кожаной курткой, дорогой сердцу и карману: втиснуться в нее шансов уже нет. Петрова-мама, вздыхая, прижимает к груди свое счастливое платье в цветочек: в нем она когда-то успешно сдала экзамены и встретила Петрова-папу. Легче всего расставание с вещами переносит Петров-сын, провожая радостным агуканьем распашонки и ползунки, из которых он так быстро вырос.
В большинстве российских городов подобные истории имеют одинаковый финал: баулы с ненужными вещами бесславно заканчивают свои дни на помойке. Однако в Калининграде, где живут Петровы, существуют специальные контейнеры для поношенной, но еще хорошей одежды. Эти контейнеры отнюдь не мусорные. Для вещей, которые туда попадают, карьера не заканчивается, а только начинается. Так случилось и с платьем в цветочек, которое в числе прочего петровского винтажа оказалось в одном из «вещеприемников».
Модный приговор
Несколько лет назад никаких контейнеров для одежды в Калининграде не было и в помине. Тонны добротных, но устаревших вещей гнили на свалке — в то время как малоимущие люди штопали и перелицовывали старые одежки, не имея возможности купить новые.
Такая грустная картина наблюдалась до тех пор, пока калининградец Андрей Громнюк не взял дело в свои руки. Начало истории было классическим: в квартире Андрея произошла очередная «зачистка» гардероба. Старых вещей, придирчиво отсортированных семьей, оказалось довольно много. Андрей, бухгалтер по профессии, решил, что утилизировать хорошую одежду нерационально. Он отыскал контакты местных благотворительных организаций и отвез вещи туда.
Его пример так воодушевил родственников и друзей, что все они немедленно провели ревизию в шкафах. Неактуальные наряды сдавали Андрею, который только и успевал что доставлять, сортировать и отправлять пожертвования по назначению. Лоджия, служившая импровизированным складом, была забита до отказа.
«Вещей накапливалось все больше и больше, и ворчание моих домочадцев становилось все громче и громче, – рассказывает Андрей. – Я подумал, что здесь необходим системный подход. Но как организовать процесс, я не знал».
Ответ нашелся в интернете. Андрей обратился к опыту западных стран: рачительные европейцы давно и успешно решили проблему круговорота одежды в обществе. Калининградец разослал полсотни писем в разные зарубежные организации, занимающиеся сбором старых вещей. Просил помочь советом.
Ответ пришел всего один. Но зато какой! Глава солидного немецкого фонда Ульрих Мюллер согласился не только проконсультировать россиян, но и пообещал помочь материально. Андрей и его соратники получили целый грузовик одежды от партнеров из Германии. Кроме того, Ульрих организовал сбор средств для калининградцев — чтобы те смогли открыть свое социальное предприятие.
Однако сначала необходимо было выбрать подходящую бизнес-модель. Тщательно изучив западный и отечественный опыт подобного предпринимательства, Андрей остановился на идее благотворительного магазина.
История одного платья. Часть 2: Верочка
У калининградской студентки Верочки скоро экзамены. А еще у нее большая любовь. Правда, эта любовь (в лице старшекурсника Никиты) Верочку в толпе не замечает.
Верочка придирчиво смотрит на свои привычные джинсы-майку-кроссовки и понимает: ей срочно нужно платье. Желательно в цветочек. Неуловимо- винтажное. Недорогое. И обязательно счастливое.
Верочка и платье находят друг друга в благотворительном магазине Danke-Shop. Именно сюда поступают вещи из тех самых «одёжных» контейнеров, которые стоят по всему Калининграду.
Как магазин может быть благотворительным, Верочка, наряду с остальными горожанами, поначалу не понимала. В России чарити-шопов пока немного, а потому для широких народных масс они еще в диковинку.
А идея между тем довольно проста. Одежда из специальных контейнеров, расставленных по городу, свозится на один склад, где ее сортируют и готовят к дальнейшей отправке. Большая часть вещей передается в благотворительные организации, которые помогают бездомным и малоимущим гражданам, многодетным семьям и прочим представителям социально незащищенных слоев населения.
Но раздачей нарядов всех людских проблем не решишь. Больных детей, к примеру, штанишки и платьица не спасут от страшных недугов. Таким малышам нужны средства на лечение и реабилитацию. Именно поэтому часть собранных вещей отправляется на продажу в благотворительный магазин. Одежда конвертируется в деньги, а деньги — в бесценное детское здоровье.
Самоокупаемое добро
Подобная модель социального предпринимательства на Западе работает уже полвека. В России первые чарити-шопы появились относительно недавно, но функционируют уже вполне успешно. Один из примеров — питерский благотворительный магазин «Спасибо», руководство которого охотно делилось своим опытом с Андреем Громнюком.
К открытию Danke-Shop Андрей готовился долго и тщательно. Важно было четко продумать схему и собрать стартовый капитал. Первые пожертвования немецких партнеров (как вещи, так и деньги) Андрей направил на открытие обычного секонд-хенда. За пару лет он смог заработать 400 тысяч рублей, которые были необходимы для запуска Danke-Shop.
Этот магазин уже ничем не напоминает скромную лавочку поношенных вещей. Уютный торговый зал, креативный дизайн, качественная одежда за очень умеренную цену — все это стало притягивать покупателей как магнит. Наряды раскупаются влёт.
«С самого первого месяца выручка позволяла нам покрывать текущие расходы на аренду, зарплату, налоги и мелкие расходы, – говорит Андрей. И объясняет причины этого маленького экономического чуда: – На вещи мы не тратились: они уже находились на складе. И с арендой повезло — она относительно невысокая. Плюс у нас замечательная пиар-менеджер: благодаря ее стараниям об открытии магазина в мае прошлого года сообщили многие местные СМИ. Пошла волна интереса к нам. Конечно, вложенные средства за один месяц мы не окупили. Но к концу года сальдо у нас было уже с профицитом».
Вызовы роста
Андрей доволен: сейчас магазину хватает собственных средств и на текущие расходы, и на благотворительность. На развитие предприятия откладывать тоже не забывают. Из этой статьи, в частности, финансируется приобретение контейнеров: на данный момент их в городе 11, а к концу года будет 30. За установку «вещеприемников» платить не пришлось, хотя расположены они на частных территориях. Почему на частных? Потому что государственной земли чиновники под контейнеры не выделили: мол, такое целевое назначение участков циркулярами не предусмотрено. Пришлось обращаться к местным предпринимателям — и те пошли навстречу.
Однако чем больше контейнеров — тем больше вещей. А чем больше вещей — тем выше расходы на перевозку и хранение одежды.
«Это вызов роста, – констатирует Андрей. – Мы развиваемся. Не так давно открыли второй магазин. Потенциал у нас имеется. В России есть запрос общества на подобные проекты».
Существенная деталь: Danke-Shop был сертифицирован Фондом «Наше будущее». Для репутации социального предприятия этот факт имеет большое значение. Фонд также оказывает калининградцам консалтинговую поддержку, что немаловажно для успешного функционирования благотворительного магазина.
История одного платья. Часть 3: Дети
Самые главные персонажи этого рассказа до поры до времени оставались в тени. Но без них вся история не имела бы смысла.
На что же были потрачены деньги, которые Верочка заплатила за платье, которое попало в магазин из контейнера, который поглотил вещи семьи Петровых, которая наводила порядок у себя в шкафу?
Часть этих средств пошла в копилку для серьезно больных ребятишек, ждущих операции. Другая часть досталась детям, перенесшим онкологические заболевания и нуждавшимся в реабилитации.
Благодаря этим деньгам получили немного заботы и малыши-отказники, которым очень не хватало маминых рук. К этим крохам, лежащим в больнице, раньше никто не приходил. Никто не проявлял к ним внимания, кроме вечно занятых санитарок, у которых десятки подопечных — и всего две руки. Один из таких пациентов, малыш с гидроцефалией, нуждался в ежеминутном уходе, поскольку был не в силах даже просто повернуть голову без посторонней помощи. Благодаря средствам из Danke-Shop к этому и другим ребятишкам пришли «супермамы» — волонтеры, которые днем и ночью неусыпно присматривают за больными детьми.
Его пример — другим наука
Платье в цветочек оказалось действительно счастливым для многих калининградцев, больших и маленьких. Но ценность такого рода социальных проектов не только в том, что они позволяют оказать конкретную помощь здесь и сейчас. Они дают еще и пролонгированный эффект, меняя сознание людей. Благотворительность перестает быть абстрактной идеей и становится частью повседневной жизни.
Сегодня человек просто отдал другим старую одежду. Завтра он, возможно, захочет перечислить денежные средства тем, кто в них очень нуждается. А послезавтра, глядишь, и откроет собственное социальное предприятие. Ведь получилось же у Андрея Громнюка. Почему же не получится у других?
Автор: Иван Кайдаш
Дата публикации: 27 сентября 2016
#калининградская область #cоциальное предпринимательство2399 79