Инклюзивный мир вокруг нас
Инклюзия – это общество, в котором главенствует концепция социального разнообразия, где любой человек с любыми ограничениями имеет свою социальную роль. Это целый мир, для которого ценен каждый. Но кто и как строит этот мир равенства и многообразия – об этом в новом материале.
"Маня"
В Перми открыт детский инклюзивный развивающий центр "Маня", где около 30 % воспитанников с особенностями развития.
"Маня" обеспечивает уход и присмотр за детьми ясельной, средней и старшей групп. Вместе с воспитателем и нянечкой в каждой группе работает тьютор, который имеет психологическое образование и помогает социализировать детей.
Кроме того, здесь предоставляют услуги логопеда, дефектолога и нейропсихолога, которые отдельно занимаются с "особыми" детьми, например с расстройством эмоциональной сферы, речевой задержкой, аутизмом, легкой умственной отсталостью, синдромом Дауна.
Предварительно родителей готовят к тому, что их дети будут посещать инклюзивные группы. "Когда родители приходят впервые в наш детский сад, я специально делаю так, чтобы они минут 5–10 постояли в инклюзивной группе. А потом, уже в кабинете, говорю: "Хочу вас сразу предупредить, что наш садик необычный. Вы только что были в инклюзивной группе, где дети с особенностями развития". Почти все удивляются: "Да? А мы и не заметили", – рассказывает руководитель "Мани", социальный предприниматель Нина Ширинкина.
Именно благодаря инклюзии достигается прогресс в развитии "особенных" детей – они копируют поведение детей "нормы". Тьютор, воспитатель и даже нянечка знают, как себя вести с тем или иным ребенком – это постоянная, ежеминутная комплексная работа. У воспитателей и помощников даже свои условные жесты, чтобы суметь быстро сориентироваться.
Благодаря поддержке Фонда "Наше будущее" центр в 2019-м году в два раза увеличил площадь – со 180 квадратных метров до 311. А еще оборудовали сенсорную комнату и зал адаптивной физической культуры, в который купили уникальный сенсорно-динамический комплекс "Дом Совы".
"Лекотека"
Цель интегративного (инклюзивного) детского развивающего центра "Лекотека" в Сыктывкаре – не просто совместное образование обычных и "особенных" малышей, а полная интеграция и тех, и других в единое общество.
Екатерина Зыкова открыла центр еще в 2017 году после того, как ощутила, насколько не хватает реабилитации, которую предлагает государство, особенным детям. "Многие специалисты из государственной системы жаловались на профессиональное выгорание, не видя отдачи от своего труда. И мне хотелось создать такой центр, где будет максимально выстроена работа с детьми с ОВЗ, где действительно будет эффект от занятий. И мы это сделали. Если бы вы только знали, какой колоссальный прогресс у наших детей!" – говорит Екатерина.
В "Лекотеке" занимаются 150 детей. Для самых старших – занятия по подготовке к школе, для малышей – развивающие. В каждой группе из 10 человек – 1–2 ребенка с особенностями развития. Когда обычные дети из этих групп вырастут, они будут готовы принять и понять других. Это прекрасный социальный эффект для общества будущего.
Ведутся индивидуальные и групповые занятия с психологом, логопедом, дефектологом, а также занятия по сенсорной интеграции.
Большой сенсорно-динамический зал находится во втором филиале "Лекотеки", открытие которого осуществилось благодаря Фонду "Наше будущее". Здесь дети могут раскачиваться, ползать, преодолевать воздушные препятствия, получая недостающий сенсорный опыт. Для них это игра, для их организма – сложнейшая работа.
Инклюзивный пляж
Калининградская региональная общественная организация инвалидов "Ковчег" является основоположником создания инклюзивных пляжей в России.
Концепция первого полноценного адаптивного пляжа, доступного для людей с самой разной степенью инвалидности, была разработана и представлена региональному министерству по культуре и туризму в 2014 году. В июне 2021 года в Зеленоградске уже открылся восьмой адаптивный пляж в Калининградской области.
Каждый подобный пляж включает работу волонтеров, а также эксклюзивное, специализированное оборудование – мобильный настил для передвижения по пляжу, противопролежневые шезлонги и матрацы, пляжные кресла-коляски, преодолевающие песок и гальку, зонты и навесы от солнца и многое другое.
Новый город "Дружный"
В 2020 году в России благодаря сотрудничеству Национальной ассоциации развития образования "Тетрадка Дружбы" с Фондом "Наше будущее" и компанией "Франчайзинг-Интеллект" появилась первая франшиза инклюзивной программы для детей и молодежи "Новый город "Дружный".
Недавно стало известно, что ООН включил программу "Новый город "Дружный" в число лучших практик ЦУР, а Агентство стратегических инициатив (АСИ) – в перечень 14 федеральных проектов по созданию инклюзивной среды, детского отдыха и туризма.
Что же в этой программе такого удивительного? Она родилась и работает на базе одноименного инклюзивного лагеря полного дня (г. Пермь). Суть в том, что дети, в том числе с особенностями здоровья, отдыхают и развиваются в конкурентной среде.
"Новый город "Дружный" изменил подходы к инклюзии. Здесь не с жалостью и сочувствием относятся к особенным ровесникам, а видят в них конкурентов, у которых есть чему поучиться и с которыми можно соревноваться, – рассказала мэр (а здесь свой устав, мэр, послы в ООН и т. д.) Ольга Зубкова. – Это то, чего не хватает другим инклюзивным программам. Нельзя отвести особенного ребенка в парк или на детскую площадку и сказать другим детям: "А теперь играйте с ним". С таким подходом вокруг ребенка с особенными потребностями будет вакуум. Он будет вызывать непонимание у других. А у нас все так устроено, чтобы особенного ребенка действительно приняли".
Для этого обычные дети и дети с особыми потребностями все делают вместе на общих основаниях, будь то выступления на сцене или спортивные соревнования. Только так формируется по-настоящему равная среда. И, погружаясь в нее, дети меняются.
Социальный театр
В России все больше появляется инклюзивных театров, в которых наряду с профессиональными актерами или любителями служат "особенные". В Санкт-Петербурге, для того чтобы повысить мастерство таких трупп, появилась Школа социального театра (ШСТ).
"Мы понимаем инклюзию в театре широко. Это история про то, что мы все особенные. Это движение не в одну сторону, а навстречу друг другу. Театр "знакомит" зрителей с особенными людьми и наоборот. После этой встречи каждый из участников понимает, что ничего страшного в ней нет. Непонимание, отторжение нивелируются", – объясняет театровед, исследователь социального театра, куратор и один из инициаторов проекта "Школа социального театра" Александра Дунаева.
Причем профессионалы (актеры или режиссеры) приходят в такой театр не из жалости или пафоса, а в поисках нового человеческого и творческого опыта, поскольку взаимодействие на сцене с особенным актером учит импровизации, терпению, развивает эмпатию. Без этого желания опыта истинной инклюзии не получится.
Для особенных актеров театр дает инструменты для самореализации, новые способы общения с миром, а еще возможность заработать. Так, в проекте "Разговоры" все артисты, благодаря фонду "ALMA MATER", получают гонорар.
"Мир без света"
В Череповце работает инклюзивный центр экскурсий "Мир без света". Его автор и основной экскурсовод Николай Пепень, который полностью лишился зрения еще в пятилетнем возрасте. Однако он смог адаптироваться, начал заниматься спортом, выучился на массажиста, проводит в школах "Уроки доброты", а теперь и экскурсии.
Экскурсии проводятся как внутри музея, так и пешком по разным маршрутам города. Пешие экскурсии длятся один час, участникам завязывают глаза, выдают белую трость и проводят инструктаж. Во время экскурсии приходится ориентироваться только на слух и свои ощущения. Происходит настоящая переоценка ценностей, и люди по-другому начинают относиться к тому, что имеют. Благодаря новому опыту участники могут почувствовать город "без глаз", на себе ощутить уровень безбарьерной среды и то, как живут люди, лишенные зрения.
"Огурцы"
В декабре 2019 года, перед пандемией, в Петербурге на Фонтанке открылось первое в городе инклюзивное кафе, где на равных с профессионалами работают люди с ментальными нарушениями.
"Огурцы" выросли на почве инклюзивных мастерских "Простые вещи", где взрослые люди с особенностями развития психики и интеллекта делают керамику, столярные работы, шьют вместе с мастерами и волонтерами.
Философия "Огурцов" в том, что инклюзия – это не то, что выпячивают, это не запредельное, а абсолютно естественное поле для каждого человека. Здесь не создают "тепличные" условия для людей с нарушениями, а "включают" их в уже существующие, исходя из принципа, что абсолютно каждый человек – особенный.
Всего в "Огурцах" работают 10 профессионалов и 13 человек с особенностями – все получают зарплату и у всех есть санкнижки. В смену на кухне одновременно 2 повара и 1 особый помощник. Обычно он занимается первичной подготовкой продуктов. Также один такой помощник работает в баре и в зале. Все сотрудники проходят подготовку в "Простых вещах". Есть супервизор, который поможет в критической ситуации, но в целом взаимодействие обычных и особых сотрудников строится на доброте и доверии.
Инклюзия действительно меняет. Особые сотрудники начинают спокойнее реагировать, контролировать свои эмоции, проявлять инициативу. Для них это невероятный прорыв.
"Нам важно, чтобы в кафе приходили работать новые люди с особенностями, а потом переходили в другие кафе. Нам хочется стать некой транзитной площадкой трудоустройства, обучения и сопровождения к новым рабочим местам, чтобы люди, которые не имели доступа на рынок труда, постепенно в него зашли", – рассказывает о сверхзадаче проекта руководитель и идейный вдохновитель Мария Грекова.
***
Кроме "Огурцов" существует много других предприятий, где трудоустраивают людей с ОВЗ. Среди них "Обсервер" и "Катаржина", которые производят уникальные технические средства реабилитации. Существуют рекрутинговые агентства, например "Центр по трудоустройству выпускников детских домов и молодых людей с ограниченными возможностями "Работа-ай" (г. Санкт-Петербург), которые помогают уязвимым категориям выйти на рынок труда.
Но пионером производственной инклюзии в России является Всероссийское общество слепых (ВОС), на предприятиях которого трудятся люди с инвалидностью по зрению. Благодаря сотрудничеству с проектом "Больше, чем покупка!", который обеспечивает логистику и сбыт продукции социальных предприятий через сеть АЗС "ЛУКОЙЛ" и других торговых партнеров, предприятиям ВОС удается повысить производственные показатели и устойчивость бизнеса, а значит, помочь большему числу "особенных" работников.
Фото предоставлено Ниной Ширинкиной, Екатериной Зыковой, группа КРООИ "Ковчег" в facebook, Новый город "Дружный", пресс-служба ШСТ, группа "Экскурсии в темноте "Мир без света" Вконтакте, группа кафе "Огурцы" ВКонтакте, depositphotos
Автор: Наталия Гладкая
Дата публикации: 26 августа 2021
#инклюзивное образование #инклюзивный театр #инклюзивное трудоустройство #инклюзия #инклюзивный центр1404 5