Зарплата — не всё: как выстроить систему нематериальной мотивации

Когда человек ищет работу в сфере социального предпринимательства, он в первую очередь смотрит на потенциальную зарплату и миссию компании. Однако решающим фактором может стать  внутренняя корпоративная культура - то, как бизнес выстраивает отношения с сотрудниками и какие ценности транслирует внутри организации.  Рассказываем, чем руководство может заинтересовать сотрудников кроме оклада и миссии компании и как внедрить эти меры.

Что такое нематериальная мотивация 

По данным исследования портала Superjob, при поиске работы большинство россиян — 61% — в первую очередь обращают внимание на уровень дохода. Однако, высокая зарплата не гарантирует долгосрочной лояльности: если рабочий график неудобен, а атмосфера в коллективе напряжённая, сотрудники чаще задумываются о смене места работы. Поэтому компаниям стоит уделять внимание не только материальным стимулам, но и системе нефинансовой мотивации, которая помогает удерживать специалистов и повышать их вовлечённость.

Нематериальная мотивация сотрудников — это набор инструментов, которые поддерживают интерес сотрудников к работе не за счёт денег, а через признание, развитие и атмосферу в коллективе. Работники реже выгорают и увольняются, если видят результат своего труда, чувствуют свою значимость и получают обратную связь. К нематериальной мотивации относятся, к примеру, перспективы карьерного роста, комфортная обстановка в компании и сохранение баланса между работой и личной жизнью. Именно эти факторы соискатели отмечают как важные при выборе работы.

Данные исследования поратала superjob.ru

Нематериальная мотивация сотрудников особенно важна для социального предпринимательства. В отличие от классических компаний, здесь не всегда есть возможность конкурировать с крупными организациями по зарплатам. При этом важную роль играет миссия — повышение качества жизни людей или решение социальной проблемы. Но даже работники, которые вдохновлены общей идеей, могут потерять интерес, если не видят результатов своего труда.

Зачем нужна нематериальная помощь

Сегодня значительную часть рынка составляет поколение молодых работников. Для них деньги — не единственная цель. Они ищут работу, где можно реализовывать себя, учиться и видеть смысл. В этом есть плюс для социальных предпринимателей: у них уже есть сильная миссия. Остаётся встроить её в повседневную работу команды.

Вот что важно сотрудникам сегодня.

  • Самореализация. Люди часто ищут работу, которая обеспечивает их финансово, а ещё — даёт ощущение важной и полезной миссии, способствует личностному росту. Например, мощным стимулом становится осознание, что труд приносит пользу обществу, когда работники делают изделия из переработанного пластика.
  • Work-life balance. Работники ценят гибкость. Они хотят совмещать работу с личной жизнью, заботой о близких, учёбой и хобби. В социальном предпринимательстве это особенно важно: здесь часто заняты молодые мамы, студенты и инвалиды, которые не могут проводить на работе весь день.
  • Корпоративная культура. Люди хотят знать, зачем существует компания, как руководство принимает решения, что важно для коллектива. Прозрачность и уважение в команде повышают лояльность сотрудников.
  • Стабильность. Надёжность компании — один из трёх факторов, которые мотивируют россиян устроиться на работу. В условиях меняющейся экономический среды людям важно, чтобы в компании они чувствовали себя безопасно.

Применение нематериальных стимулов повышает удовлетворённость персонала и укрепляет их приверженность целям компании. В итоге они работают эффективнее, а компания получает ряд преимуществ.

Снижается текучесть кадров. Согласно исследованию кадрового агентства «ВИЗАВИ Консалт», когда руководство реагирует на инициативы и обратную связь команды, принимает меры для комфорта работников, люди реже думают об увольнении. Это особенно важно для небольших компаний и стартапов, где каждый сотрудник на счету.

Растёт доходность. Довольные сотрудники обычно работают продуктивнее. Они активнее включаются в задачи, быстрее и качественнее выполняют план. В итоге растёт и прибыль компании.

Появляется благоприятная атмосфера в коллективе. При правильном подходе у руководства получится сплотить людей и превратить их в команду. В итоге коллегам будет проще общаться друг с другом, в том числе и для выполнения рабочих задач.

Виды и инструменты нематериальной мотивации

По данным исследования кадрового агентства «ВИЗАВИ Консалт», больше половины компаний используют устаревшие приёмы нематериальной мотивации: ДМС, гибридный или удалённый график работы, свободу принятия решений. На самом деле инструментов гораздо больше, а выбирать их стоит в зависимости от особенностей конкретной компании. Например, сотрудники магазина, который переправляет выручку в благотворительные фонды, будут рады встречам, на которых представители фондов расскажут о результате их труда, а работники экопредприятия оценят дни сбора вторсырья.

Методы нематериальной мотивации.

Личностная. Руководство учитывает запросы каждого сотрудника и старается создать для него подходящие условия. Чтобы мотивировать каждого члена команды, используют:

  • персональные благодарности и награды;
  • персональный план развития сотрудника;
  • гибкий график работы и возможность частичной занятости;
  • гибридная или удалённая работа;
  • возможность выбирать метод решения задачи;
  • бонусы в виде ДМС или обучения за счёт компании.

Пример. В пекарне, где работают люди с инвалидностью, для каждого создают личную карту развития. Сотрудники в зависимости от своих желаний учатся управлять заказами, готовить кофе, понимать основы бухгалтерии. В итоге каждый чувствует личностный рост — как работник и как личность.

Командная. Направлена на весь коллектив или некоторые отделы. Такая мотивация укрепляет командный дух и работает на сплочение работников. Методы нематериальной мотивации всей команды:

  • совместные праздники и выезды на природу;
  • волонтёрские акции;
  • единые ценности, которые разделяет весь коллектив;
  • неформальные встречи перед началом рабочего дня;
  • внутренние чаты для обмена идеями.

Пример. На предприятии, которое занимается переработкой отходов, каждую неделю проходят «зелёные планёрки». На них сотрудники обсуждают идеи по улучшению экопрактик, а лучшие из них компания реализовывает. Так повышается вовлечённость членов команды.

Социальная. Помогает сотрудникам чувствовать себя значимыми, удовлетворяет потребности в признании. Для улучшения социального статуса сотрудников используют следующие методы нематериальной мотивации:

  • собственный кабинет и место на парковке;
  • возможность влиять на процессы и решения компании;
  • шанс выступить на конференции;
  • создание корпоративных историй успеха.

Пример. Каждый сотрудник предприятия, которое оказывает образовательные услуги детям с инвалидностью, может стать амбассадором организации и представить её на форуме или другом мероприятии. Это повышает статус работника внутри компании и придаёт уверенность в собственной значимости.

Организационная. Создаёт для работника комфортные и безопасные условия труда. Среди инструментов организационной мотивации:

  • удобное кресло и освещение на рабочем месте;
  • зоны отдыха и кухня в офисе;
  • корпоративный транспорт;
  • корпоративное питание;
  • креативный дизайн офиса.

Пример. Руководство экомастерской установило зону отдыха с диваном, книгами и кофемашиной. Там сотрудники могут отдохнуть и пообщаться. Такая инициатива улучшает коммуникацию в команде и атмосферу в коллективе.

Профессиональная. Помогает сотрудникам развивать свои компетенции и подниматься по карьерной лестнице. Для этого вида мотивации используют:

  • обучения и курсы повышения квалификации;
  • наставничество;
  • подписку на профессиональные сервисы;
  • стажировки;
  • работу над сложными проектами.

Пример. Компания, которая принимает на работу людей старшего возраста, организовала внутренние «мастерские». Молодые сотрудники делятся опытом в digital-сфере, а старшие рассказывают о работе с клиентами. Такой обмен знаниями помогает укрепить взаимное уважение в команде.

Как внедрить систему нематериальной мотивации

Без продуманной стратегии система мотивации вряд ли будет эффективной: она может не принести ожидаемого результата или вызвать нежелательные последствия.Например, работники производства, которые работают по графику 2/2, не заинтересуются обязательными командными встречами, а вот подарки их детям на Новый год, наоборот, порадуют людей.

Чтобы внедрить нематериальную мотивацию, стоит действовать системно:

  1. Проанализировать ситуацию в компании. Важно изучить, какие в компании ценности и нормы, какие ожидания есть у сотрудников. Можно провести анонимное исследование или неформальное интервью с каждым членом команды. 

По данным опроса, девять из десяти работников готовы к конструктивному диалогу и хотят рассказать, что их беспокоит. Например, сотрудники швейной мастерской могут сказать, что им не хватает признания: они шьют одежду для нуждающихся, но не видят, как используют их продукцию.

  1. Разработать программу. На основе обратной связи от сотрудников предстоит сформировать несколько направлений мотивации: личностную, социальную, профессиональную. Руководители используют несколько инструментов, для каждого назначают ответственных и определяют бюджет.
  2. Пилотировать систему мотивации на выбранной группе сотрудников. Сначала нововведения стоит проверить на небольшой группе работников. Важно собрать от них обратную связь: что понравилось, а что нет. Если инициативы не откликаются, понадобятся корректировки и новые инструменты нематериальной мотивации.
  3. Внедрить систему мотивации и отслеживать её эффективность. Важно регулярно узнавать у сотрудников, что их устраивает, а что нет. При этом предстоит вносить коррективы в программу по мере роста компании.

Когда нематериальная мотивация сотрудников не работает

Иногда компания выстраивает систему мотивации, но работники всё равно недовольны. На это есть несколько причин.

Нематериальная мотивация заменяет материальную. Например, магазин экотоваров в честь праздника дарит сотрудникам нераспроданные остатки, вместо того чтобы выписать премии. В итоге работники останутся недовольны.

Решение: поговорить с сотрудниками и узнать, какие именно бонусы им нужны.

Способы нематериальной мотивации не учитывают специфику компании. Например, работнику-инвалиду предлагают дополнительное обучение, а он хочет перейти на удалённую работу. Такой бонус сотрудник воспримет как обязанность, а не как заботу.

Решение: изучить потребности работников, соотнести их с возможностями компании и предложить подходящие бонусы. 

Непрозрачная мотивация. Инициатива быстро превратится в формальность, если сотрудники не будут понимать, для чего она нужна. Например, тимбилдинг ради галочки может только утомлять.

Решение: объяснить работникам, для чего важны все инструменты нематериальной мотивации.

Главное о нематериальной мотивации сотрудников

  • Нематериальная мотивация это набор инструментов, которые помогают поддерживать интерес сотрудников к работе. Они дополняют оплату труда, снижают усталость и чувство неудовлетворённости у членов коллектива.
  • В социальном предпринимательстве нематериальная мотивация особенно важна. Такой компании сложнее конкурировать с лидерами рынка по уровню зарплат, поэтому на первый план выходят миссия компании, общая идея и бонусы.
  • Нематериальная мотивация персонала помогает снизить текучесть кадров, увеличить доходность и улучшить атмосферу в коллективе.
  • Нефинансовая помощь бывает нескольких видов: личностная, командная, социальная, организационная и профессиональная. У каждого вида есть свои способы нематериальной мотивации — их нужно внедрять в зависимости от специфики компании.
  • Чтобы внедрить нематериальную мотивацию сотрудников, анализируют ситуацию в компании и разрабатывают программу. Затем ее запускают и тестируют на небольшой части сотрудников — и после доработок с учётом обратной связи распространяют на всю команду.
  • Нематериальная мотивация персонала не будет работать, если она заменяет финансовую сторону, не учитывает специфику компании и непонятна сотрудникам.

 

Дата публикации: 1 ноября 2025

#полезная информация

 16   0  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно