Огонь, портал и девять струн
Несколько лет назад на гуслях в России играло считанное количество людей, а сам инструмент встречался редко и был чрезвычайно дорог. Сегодня гусляров-профессионалов и любителей уже тысячи и этот старинный славянский инструмент можно встретить даже в аранжировке современных музыкальных групп. Во многом это заслуга Сергея Горчакова, возродившего массовое производство гуслей в России. В январе 2018 года его мастерская "Мир гуслей" сгорела, но, благодаря народному финансированию и упорству небольшого коллектива мастеров, единственная в мире гусельная мануфактура скоро возобновит свою работу.
"В 2009 году я попал на праздник Ивана Купалы, – рассказывает Сергей Горчаков. – Увидел людей, которые водили хороводы, пели русские песни, прыгали через костер, и что-то во мне пробудилось – захотелось заниматься русской культурой. А что может быть более русским, чем гусли? В исторических источниках о них упоминается еще в VI веке. Гусли выбрали меня. Не я их, а они меня".
Сергей начал интересоваться национальным фольклором, сделал под руководством одного из мастеров свои первые гусли. Затем еще одни. И еще. В 2010 году переехал из Петербурга в село Пушкино Тверской области, где открыл собственную мастерскую "Мир гуслей".
"Москва не сразу строилась – сначала была маленькая мастерская, – вспоминает Сергей. – Когда счет сделанных инструментов пошел на десятки, я решил, что мне нужен помощник. Съездил в местную школу, спросил у преподавателей: "Есть ли какой-нибудь рукастый парень, который хочет поработать и заработать?" Нашли Виктора. Он уже четыре года работает в нашей мастерской, а было ему 14, когда пришел".
Школьник Виктор изготовил свои первые гусли через полгода обучения. Постепенно коллектив вырос до 15 человек.
По словам Сергея Горчакова, низкая популярность гуслей была связана не только с отходом от традиционной русской культуры, но и высокой стоимостью инструмента – гусли поштучно делали лишь отдельные мастера и очень дорого: "Восемь лет назад цена определялась просто: одна струна – одна тысяча. Стандартные девятиструнные гусли стоили девять тысяч рублей. Я сразу поставил себе задачу – делать «народные» гусли по две с половиной тысячи".
Сергею Горчакову и его мастерам удалось разработать уникальную технологию быстрого и качественного производства этого старинного инструмента. К началу 2018 года "Мир гуслей" производил уже порядка полутора тысяч гуслей в год, предлагая любителям русской музыкальной культуры более двадцати различных моделей.
"Самые ходовые – так называемые крыловидные (в виде крыла) псковские и новгородские гусли, – рассказывает Горчаков. – Это самые популярные гусли, которые были в ходу в России до начала ХХ века. Но наши профессиональные столяры производят и более дорогие инструменты: шлемовидные, многострунные. Делаем реконструкции – воспроизводим точные копии найденных старинных инструментов".
Как уверяет Горчаков, играть на гуслях может практически каждый. Для этого не только не нужно музыкальное образование, но даже развитый слух: "Играть на гуслях намного проще, чем на гитаре: вы просто проводите рукой по струнам – и рождается удивительный, успокаивающий, умиротворяющий звук. В современном мире, где люди страдают от городского шума и маеты, это особенно важно. Многие наши клиенты так и говорят: "Приехал с работы, постоял два часа в пробке, устал – беру гусли в руки, и через минуту все проходит". Это волшебный инструмент – о нем должны знать все".
Для современных гусляров гусли не только инструмент, но еще и некий почти сакральный "портал" в прошлое. "Когда играешь на гуслях, соприкасаешься с древностью – слышишь те же звуки, которые слушали люди и в одиннадцатом веке, и в девятом, и даже раньше. Через него мы встречаемся с нашими предками", – говорит Сергей Горчаков.
Часть произведенных гуслей Сергей безвозмездно передает фольклорным коллективам, детским домам и многодетным семьям. За все время существования мастерской было пожертвовано около 200 инструментов.
Но история успеха чуть было не оборвалась на взлете.
Как рассказывал новостной сюжет Тверского ТВ, "в ночь на 22 января в небе над селом Пушкино Калининского района Тверской области стояло багровое зарево. Горела уникальная и известная далеко за пределами Тверской области мастерская по изготовлению гуслей".
"Отец проснулся в три часа тридцать минут. Уже было пламя. Разбудил меня. Я вскочил, посмотрел – уже все полыхало. В помещение уже было не зайти. И почему-то была открыта дверь", – вспоминает Сергей Горчаков.
Мастерская сгорела дотла. К счастью, никто не пострадал, но двухэтажный цех, оборудование, заготовки и материалы для будущих инструментов – все было уничтожено огнем. "Одних дек и досок из дорогих пород дерева было тысяч на четыреста. А весь ущерб составил около двух миллионов рублей".
Четырнадцать человек в одночасье оказались без работы, а возрождение гуслей в России – под большим вопросом. Мастера плакали, не стесняясь слез. Одна из версий происшедшего – поджог, но виновные до сих пор не найдены, врагов среди местных жителей, по словам Горчакова, у него не было: "В первый день после пожара мы не знали, что будем делать дальше, где взять деньги, чтобы восстановить мастерскую".
Однако, как это нередко бывает, беда обернулась пользой – с первого дня потекла финансовым ручейком народная помощь от самых разных людей из России и зарубежья. Уже в марте 2018 года заложили фундамент новой мануфактуры. На краудфандинговой платформе Planeta.ru запустили кампанию "Восстановление гусельной мастерской", и к маю свыше полутысячи жертвователей вложили в возрождение гусельного производства почти 750 тысяч рублей. В итоге к лету Сергею Горчакову удалось аккумулировать почти 3 миллиона рублей, которые пошли на строительство и закупку оборудования.
"Сказали бы мне тогда, в день пожара, что у нас будут такие деньги, не поверил бы, – признается предприниматель. – Что особенно важно, большая часть суммы собрана обычными людьми. Только сейчас, после этой беды, мы поняли, насколько ценно то, что мы делаем. Думаю, что в августе мы сможем запустить производство на все 100%. Только теперь это уже будет не просто мастерская, а полноценная мануфактура. А ведь еще пять лет назад почти никто не верил в саму идею возродить производство гуслей".
Главная цель всего проекта, по словам Горчакова, "чтобы гусли зазвучали по всей стране и нашли свое место в современном мире". Массовое производство, налаженное в тверской мастерской, и как следствие более демократичная цена заметно подняли интерес к этому инструменту. Заказы идут не только из России, но и из других стран: "Многие русские люди, которые уехали за рубеж, через этот инструмент вновь обретают связь с родиной. Я обращаюсь не только к тем, кто играет на наших гуслях, но и к другим мастерам, кто производит эти инструменты: не бойтесь делать и продавать больше – реальные потребности намного превосходят наши представления. Хочется, чтобы через какое-то время было обычным делом: идешь и видишь, как во дворе играют не на гитаре, а на гуслях".
Автор: Кирилл Ольгинский
Дата публикации: 29 июня 2018
1602 193